Белгородские производители объединились против фальсификаторов

Ты то, что ты ешь, - известную фразу все чаще повторяют не только приверженцы здорового образа жизни, но и обычные люди, которые раньше могли и не задумываться о качестве продуктов питания. Теперь же разнообразие товаров на прилавках магазинов зачастую ставит рядового покупателя перед непростым выбором.

Чему отдать предпочтение? Как определить, безопасен ли тот или иной продукт для здоровья, насколько полезен? Размышлять об этом все чаще заставляют нередкие находки фальсификата, который продается даже под известными марками. Выход из этой непростой ситуации нашли белгородские предприниматели.

Вместе - сила

Для этого сначала им пришлось объединиться. Общие интересы ряда представителей бизнес-сообщества позволили создать ассоциацию, которую сообща решили назвать "Качество жизни". Исполнительный директор объединения Андрей Ключников вспоминает, что все началось, кажется, совсем недавно - в 2006 году. А вот уже 11 год ассоциация оказывает услуги по исследованию на соответствие заявленному качеству пищевой продукции и алкоголя. Главная цель ассоциации - помочь бизнес-сообществу защитить потребителя от некачественной продукции. И если в первое время в ассоциацию обращались лишь белгородцы, то теперь сотрудничать с ней стремятся и представители бизнеса из других регионов.

- Любой потребитель, который приобрел продукт в розницу и начал сомневаться в качестве, также может обратиться в нашу ассоциацию, - рассказывает Андрей Ключников. - Наши специалисты проведут исследование и выдадут результаты.

Проверить купленный товар можно как в собственном органолептическом Центре ассоциации, так и во множестве сертифицированных лабораторий в разных регионах страны.

В центре работают эксперты-дегустаторы, которые на вкус могут определить - насколько тот или иной продукт соответствует требованиям качества. Помимо этого, широкий спектр исследований проводится в Белгородской межобластной ветеринарной лаборатории и центрах гигиены и эпидемиологии в Курске и Воронеже, во Всероссийском институте пивоваренной и алкогольной промышленности.

Коньяк в томате

"Качественный Алкоголь" - направление, которому в ассоциации уделяют особое внимание. Андрей Ключников отмечает, что фальсификата на рынке алкоголя достаточно, несмотря на жесткий контроль со стороны различных ведомств. И хотя теперь, после иркутских событий, внимание к качеству спиртного стало еще более пристальным, на прилавках магазинов все равно можно найти подозрительные экземпляры.

Для примера Андрей Ключников показывает бутылку водки. Ее даже не нужно открывать и изучать содержимое в лаборатории: и так видно, что на горлышке оставлен четкий масляный след. Водка ли это? Хотя приобрели эту бутылку в одном из магазинов.

В целом же статистика "Качества жизни" говорит о многом. В частности, в 2016 году при проведении тотального исследования качества пищевой продукции было выявлено 40,8 процента наименований пищевой продукции от общего числа исследованных образцов, качество которых не соответствовало нормативным документам. Эти данные передали в контрольные ведомства, те, в свою очередь, отреагировали и изъяли опасные напитки.

Специалисты вспоминают интересные случаи из практики, когда армянский коньяк известной марки  могли бы выдать за настоящий, если бы не бдительность экспертов. Они запросили информацию об этой продукции у таможенных органов, и выяснилось, что эту партию элитного спиртного ввезли в Россию по декларации на томатную пасту.

- Это значит, что данная продукция не пересекала госграницу, а если и пересекала, то под другими документами, - поясняет Ключников. - Где и как произвели этот напиток  - тоже неизвестно.

Впрочем, все это, естественно, настораживает: если поставщик был вынужден спрятать коньяк, то по каким причинам?

За время работы аасоциации в регионе не было ни одного случая массового отравления продуктами питания и алкоголем

Качественный алкоголь, как правило, помечают знаком ассоциации. Производители добровольную сертификацию считают своим преимуществом и признаются: конкуренция на этом рынке жесткая. Ретейл стремится к разнообразию ассортимента, поэтому свою продукцию приходится распространять далеко за пределами домашнего региона. Но и на полках местных магазинов она должна смотреться более выигрышно, ведь, как правило, поставки на региональный рынок не так уж велики. К примеру, по подсчетам экспертов, доля белгородского алкоголя в белгородских супермаркетах колеблется от девяти до 20 процентов. В такой ситуации завоевать доверие покупателей можно лишь гарантированным качеством.

Нехорошая энергетика

Эксперты "Качества жизни" знают множество примеров, когда подделывались даже брендовые товары, да так, что без лабораторных исследований определить фальсификацию было бы невозможно. В частности, сливочное масло производства ростовской фирмы специалисты нашли на прилавке магазина и засомневались, хотя ни упаковка, ни сам продукт даже "не намекали" на то, что почти половину всей массы брикета составляют растительные жиры. Однако первое, на что обратили внимание в ассоциации, - адрес производителя. Как оказалось, завода-изготовителя попросту не существует в указанном городе на указанной улице. Это легко проверить на сайте Роспотребнадзора. А лабораторные исследования подтвердили наличие растительного жира. Продукт теперь в черном списке на сайте ассоциации.

Андрей Ключников отмечает, что таких случаев немало. Более того, фальсифицированные продукты питания могут оказаться на столах школьников, воспитанников детских садов или в рационе больных, которые лечатся в стационарах.

В минувшем году по заявкам руководства детских садов, школ и больниц эксперты ассоциации "Качество жизни" исследовали 64 образца продуктов питания. Почти треть из них не соответствовала требованиям качества. Информацию передали в конт-рольные ведомства, к поставщикам таких товаров приняты соответствующие меры.

Именно поэтому Андрей Ключников напоминает о необходимости быть внимательным при выборе продуктов: лучше не рисковать и лишний раз убедиться в том, что изготовитель того или иного товара действительно существует, а нареканий к качеству его продукции нет.

Однако бывает и так, что как раз качественный товар небезопасен для здоровья. Яркий пример этого - энергетические напитки, особенно алкогольные.

- Что делает алкоголь в составе такого продукта? Он "тормозит" нервную систему, - рассуждает Ключников. - Другие же ингредиенты "работают" наоборот. Представьте, что вы едете в автомобиле и одновременно давите на педали тормоза и газа. Машина отказывается работать! То же самое происходит и с организмом, когда человек употребляет энергетический напиток.

Ассоциация одна из первых выступила с инициативой об ограничении торговли такими продуктами и была поддержана ретейлом.

Кстати

Ассоциация стала инициатором областной программы "Спортивный двор" и построила спортплощадки в отдаленных поселках и селах, где за бюджетный счет это сделать достаточно сложно. Участники ассоциации создали систему адресной социальной поддержки многодетных семей и детей-аутистов, принимают участие в продвижении творческих коллективов и одаренных детей. Андрей Ключников подчеркивает: все это - отражение гражданской позиции представителей бизнес-сообщества, объединившихся в ассоциацию "Качество жизни" и поддержавших принцип "Приноси пользу".