Накануне вступления в силу федерального закона, который перенес плату за ОДН из жилищной услуги в коммунальную, эксперты в один голос уверяли: ничего не изменится - просто цифры из одной квитанции будут перенесены в другую. Почему же в регионе суммы "к оплате" так резко взлетели вверх? И это при том, что потребление электроэнергии населением осталось практически на прежнем уровне.
За примерами далеко ходить не надо. Так, пенсионерка Зинаида Шаталова, живущая в трехкомнатной квартире, в декабре заплатила за три киловатта, потраченных на работу лифта и освещение общих помещений своего дома, всего восемь рублей, а в январе получила счет на 261 рубль. Председатель домкома с улицы Мира Валентина Скворцова платила за электроэнергию ОДН 26 рублей, теперь - 420. Татьяна Петрова с улицы Нижняя Дуброва получила квитанцию от своей управляющей компании, где в строчке ОДН сумма по сравнению с декабрем выросла на 427 рублей. А эксперту регионального ОНФ Ирине Паниной за январь необходимо заплатить 158 рублей против 18 в декабре.
Как известно, в связи с изменением законодательства впервые счета за ОДН жителям выставили не ресурсоснабжающие организации по показаниям счетчиков, а управляющие компании по нормативам и методикам расчета, утвержденным на региональном уровне.
Теперь в многоквартирных домах стоят энергосберегающие лампы и датчики движения: вошел в подъезд - лампочки включились, закрыл за собой дверь квартиры - выключились. Чему тут нагорать, когда электричество светит считаные секунды? Поэтому и прежде, получая счет за электричество в местах общего пользования даже на 100 рублей, люди понимали, что таким образом компенсируют "рацпредложения" недобросовестных соседей, но ничего поделать с этим не могли. Новая система расчетов должна была заставить жилищно-коммунальные организации работать с людьми, искать причины потерь и способы их ликвидации. А вместо этого управляющие компании просто переложили свои проблемы на жильцов.
Более того, январский рост платежей фактически лишил жителей мотивации заниматься энергосбережением в своих домах.
- Мы поставили в подъездах датчики, энергосберегающие лампы, недавно поменяли общий счетчик за 2 600 рублей, сломался счетчик теплосетей, заплатили за новый 38 тысяч рублей, - рассказывает председатель домкома дома № 74 на улице Мира Валентина Скворцова. - А теперь, получается, все это нам не нужно. Зачем экономить? Поставим обычные лампы по 200 киловатт. Все равно, как мы убедились, от этого сумма наших платежей за ОДН не зависит. Главное для управляющих компаний - собрать с нас побольше средств.
По мнению чиновников департамента цен и тарифов, управляющие компании при начислении платы за общее электричество в доме использовали предельные нормативы, установленные постановлением администрации Владимирской области от 18.10.2016 № 900 "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды". В домах, не оборудованных лифтами и электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения, норматив - 2,59 кВт ч/кв. м; в оборудованных лифтами и не оборудованных электроотопительными и электронагревательными установками - 3,06 кВт ч/кв. м.
Согласно правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением правительства РФ, размер оплаты электрической энергии, потребляемой при содержании общего имущества в многоквартирном доме, не может превышать норматив потребления электрической энергии на общедомовые нужды, установленный органом государственной власти по состоянию на первое ноября минувшего года. Это означает, что УК должны были ограничить первоначальную плату за общедомовые нужды фактическими расходами дома. Все просто. Стоит счетчик на ОДН по электроэнергии. Есть норматив. Если показания по счетчику ниже установленного, жильцы платят по счетчику, если выше - тут и применяется тот самый норматив, а управляющая компания должна искать причину превышения - воровство или несанкционированное подключение. Но это требует системной работы, которая, похоже, не ведется.
В Ассоциации управляющих компаний Владимирской области болезненно отреагировали на обвинения в непомерных бизнес-аппетитах. И произошедшее объяснили непрозрачными правилами игры, установленными местной властью.
- Надо было в одно время снять показания у всех жильцов и вычесть из показания ОДПУ, но в распоряжении управляющих компаний нет данных о реальном потреблении ресурсов для общедомовых нужд, - заявил директор ассоциации Сергей Горбенко. - Ни одна ресурсоснабжающая компания не предоставила этих данных, хотя мы обращались. Что за постановка вопроса: "Мы вам установили нормативы, но вы ими не пользуйтесь". А чем пользоваться? В расчетных формулах и тарифах нет понятия минимума и максимума.
- По постановлению правительства РФ № 491 "Об утверждении правил содержания общего имущества" поставщик коммунальной услуги - управляющая компания, и искать воров - ее обязанность, - подчеркивает эксперт центра "Народная экспертиза" Общероссийского народного фронта, руководитель владимирского отделения организации "Народный контроль" Алексей Смирнов. - Вместо этого они списывают потери на общедомовые нужды и ничего не делают, чтобы как-то их уменьшить.
Однако, критикуя жилищников, эксперт не готов обвинять во всех бедах только их. По его мнению, такие большие цифры расходов на ОДН получились в первую очередь из-за тех нормативов, которые выдала владимирская администрация.
- Я проанализировал ситуацию по некоторым областям, - рассказывает Алексей Смирнов. - Там проводился анализ потребления электроэнергии в разных домах. На основании анализа разработали нормативы для одно-, двухэтажных домов и так далее. Разные нормативы - для зданий разных лет постройки. У нас же в области власть определила всего лишь две цифры, исходя из наличия или отсутствия лифта. В результате такого подхода у управляющих компаний и появилась возможность начислить средства по максимуму.
Эксперты подчеркивают: следовало бы повнимательнее присмотреться к опыту товариществ собственников жилья (ТСЖ). Там при тех же нормативах коммунальная реформа проходит без шока. Видимо, потому, что к деньгам собственников относятся по-хозяйски.
- В нашем доме девять этажей, и норматив для электроэнергии - 3,06, - делится опытом председатель владимирского ТСЖ "Альтернатива-3" Галина Есякова. - В соответствии с ним мы получили шесть рублей 37 копеек с квадратного метра. То есть могли выставить показания больше, чем фактический расход, и это было бы законно. Но пошли по другому пути. Проанализировали расходы на общедомовые нужды за 2015 и 2016 годы по приборам учета. В 2016 году у нас получилось три рубля 13 копеек на квадратный метр. Учитывая, что с 1 июля будет увеличение, к 3,13 прибавили 87 копеек и получили четыре рубля. Управляющие компании должны были пойти по такому же пути. Но, видимо, "не захотели" производить расчеты.
Есть у владимирцев вопросы и по "общей" воде. Норматив ее потребления рассчитан исходя из наличия приемного устройства - то есть крана в подъезде. Для горячего и холодного водоснабжения - 0,02. Без градации в зависимости от потерь по дому.
- Я не понимаю, откуда у меня еще и вода на общедомовые нужды взялась в квитанции, - возмущается эксперт регионального отделения ОНФ Ирина Панина. - Этот ресурс должен быть учтен, для чего необходимо техническое обеспечение. А как его учтешь? Клининговая фирма приезжает убирать со своей цистерной, крана никакого в подъезде нет. Видимо, для этого и придуман ОДН-норматив. Логика тех, кто выставляет счета, такая: раз вода подается для мытья подъездов, то она должна куда-то отводиться. Если сейчас не поднять шум, следом появится плата за водоотвод. А это взимание денежных средств за неоказанные услуги. Я иду в суд!
Тем временем
Прокуратура Брянской области завершила проверку законности повышения стоимости оплаты капремонта. Как оказалось, на жителей Брянщины переложили долги муниципалитета. Напомним, что в декабре 2016 года сотни горожан получили квитанции, где взнос на капремонт многоквартирных домов вырос в десять и более раз. В региональном фонде капремонта тогда сообщили: "Платить взносы нужно было с 1 сентября 2014 года. Однако счета-квитанции начали получать далеко не все жители. До приватизации жилые помещения, как правило, находятся в собственности муниципального образования. Если они не производили оплату или производили ее не в полном объеме, то применяются положения части 3 статьи 158 ЖК России: оплачивать капитальный ремонт дома должны все собственники помещений с момента возникновения права собственности". То есть, утверждали в фонде, если власти задолжали, то долги должны перейти новым собственникам. При этом еще в феврале 2016 года арбитражный суд взыскал с комитета ЖКХ Брянской городской администрации в пользу регионального фонда 12,6 миллиона рублей, то есть как раз задолженность по оплате взносов на капремонт, которая накапливалась с 1 сентября 2014 года по конец 2015 года. Решение суда до настоящего времени власти не исполнили, а региональный оператор просто взял и переложил взысканную судом задолженность на граждан. Прокуратура внесла представление в региональный фонд и губернатору.