Нерасторопность энергетиков едва не оставила якутское село без топлива

Почти две недели Усть-Янский район Якутии жил в режиме чрезвычайной ситуации. В селе Сайылык заканчивалось топливо, а единственную дорогу, по которой можно доставлять грузы, перемела пурга. Тревогу подняли энергетики: надо отправлять в село автоколонны, а пути нет, дорожники не справляются!

На расчистку трассы от снежных заносов срочно была направлена дополнительная техника из соседнего района. Бульдозеристы перешли на круглосуточный режим работы. Когда им удалось прокопать узкий коридор, в котором не смогли бы разминуться две машины, по нему сразу открыли движение в одну сторону - на Сайылык. Героическими усилиями проблему решили, режим ЧС сняли. Однако побывавший в улусе корреспондент "РГ" выяснил: критическую ситуацию создала не только природа. Сначала постарались люди, а затем пурга добавила экстрима.

Весь северо-восток Якутии этой зимой накрыли небывалые снегопады и метели. Прокладывать зимники в обычные сроки было нельзя. "Дороги жизни" в этих краях проходят по болотистой тундре и руслам рек, но под полутораметровой толщей снега болота долго не застывали, на водоемах очень медленно намерзал лед. В результате, когда в труднодоступных населенных пунктах стало заканчиваться завезенное год назад топливо для котельных и дизельных электростанций, пополнять запасы оказалось невозможно. В Нижнеколымском районе дошло до того, что солярку для ДЭС в одно из сел пришлось возить за 180 километров на снегоходах "Буран".

Однако в Усть-Янском районе ситуация иная. Сайылык расположен неподалеку от автодороги круглогодичного пользования Усть-Куйга - Депутатский. Чтобы доставить в это село топливо, надо проехать 150 километров по гравийке, оснащенной мостами, и затем свернуть на короткий зимник.

Как раз с ним-то проблем не было. А вот главную дорогу разыгравшаяся в конце января пурга закупорила на одном из перевалов напрочь.

Такого разгула стихии не припомнят даже старики. В этих краях во второй половине зимы всегда завывают метели, но не столь сильные. Почему же запас горючего в селе не пополнили до того как наступил сезон ветров?

Водители, дорожники, руководители местной администрации утверждают: возить топливо можно было с октября прошлого года, хотя непогода периодически вносила свои коррективы в состояние дороги. Проезд был. Но им не воспользовались.

- Несколько раз энергетики обращались к нам с просьбой выделить технику для сопровождения колонн с топливом. Обещали, что будет десять автомобилей. Мы снимали с дорожных работ бульдозеры, но в "колоннах" оказывался то один грузовик, то два. Самая многочисленная состояла из... четырех машин, - рассказывает руководитель дорожного предприятия Алексей Кривошапкин.

Занимающийся перевозкой грузов предприниматель Артем Хадонов пояснил, почему автоколонны не складывались.

- Топливо по этой дороге во все времена перевозили до Нового года. Минувшей осенью и в начале зимы машины вполне могли по ней ходить, но частные перевозчики отказались иметь дело с энергетиками. Какой смысл работать себе в убыток, если предприятие "Энерготрансснаб" установило тариф в 7,6 рубля за тонно-километр! И ладно бы хоть такие деньги платили, но они с нами до сих пор не рассчитались за прошлый год. У меня есть и автоцистерны, и машины для перевозки угля, но с начала сезона я не сделал еще ни одного рейса.

Критическую ситуацию в Усть-Янском районе Якутии создала не только природа. Сначала постарались люди, а затем пурга добавила экстрима

Нежелание перевозчиков работать по низкому тарифу, который не индексировался в течение трех лет, вынудило энергетиков с запозданием поменять ценовую политику.

- Тариф подняли до 11 рублей. Из Якутска прибыл представитель "Сахаэнерго", который сейчас напрямую заключает договоры с водителями. Кроме того, он уполномочен принимать меры по погашению долгов за прошлый год, - рассказал руководитель Янских электрических сетей Сергей Звягинцев.

Однако теперь найти нужное количество машин уполномоченному представителю будет непросто. Не случайно в прежние годы перевозка топлива по трассе Усть-Куйга - Депутатский осуществлялась до новогодних праздников. Район в эту пору отрезан от внешнего мира, и владельцам грузовиков волей-неволей приходится крутиться на местных "домашних" маршрутах. А как только прокладывают зимник по льду реки Яна, перед водителями открываются все пути. Дальнобойщики устремляются на заработки в соседние улусы, в Якутск, на федеральные трассы... Собственно, они уже там.

Есть и другая проблема - общего плана. Техники, которую можно будет использовать для доставки топлива, в улусе стало меньше еще из-за того, что ужесточились требования к ее оснащению. Теперь такие машины должны быть оборудованы тахографами, системами ограничения скорости и антиблокировки тормозов. Установка этих устройств обходится очень дорого, да и не прикрутишь их в обычном гараже - только на специализированной станции. Между тем на всем якутском севере их просто нет. Ни одной. Поэтому, как отмечает начальник Усть-Янского отделения ГИБДД Петр Абрамов, в районе пока только восемь полностью оборудованных автомобилей.

- В условиях ЧС или, как сейчас, режима повышенной готовности мы "входим в положение" и не наказываем водителей, машины которых не соответствуют предъявляемым требованиям. Понимаем: топливо необходимо завозить. Однако на особых режимах далеко не уедешь. Проблему, связанную с установкой систем безопасности, надо решать, причем не здесь, а как минимум в Якутске, - говорит Петр Абрамов.

Завозить топливо требуется не только в Сайылык. До наступления распутицы годовой запас необходимо создавать во всех населенных пунктах. В улусной администрации подсчитали: если ничего экстраординарного больше не произойдет, автопарка в принципе должно хватить.

- Но техника имеет свойство ломаться, в марте и апреле всегда наваливается пурга, а ведь еще неизвестно, какой будет весна. Даже не хочется думать о ранней. В этом случае не только зимники раньше времени "уплывут" - под воду уйдут четыре населенных пункта, - отмечает глава района Георгий Федоров.

Как считает председатель Госкомитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения республики Юрий Зайцев, сейчас в районе, пришедшем в себя после пурги, ситуация складывается "совершенно штатная", и надо успевать использовать ее по максимуму.

- У нас есть улусы, где дела обстоят гораздо сложнее. Здесь же дорожники делают все, что могут, ведь никто не ожидал таких мощных снегопадов. А что касается энергетиков… Будем предъявлять претензии их руководству, - заявил он.

Между тем

По оценкам гидрометеорологов, навалившиеся на якутский север погодные аномалии вызваны изменениями климата. Это значит, что подходы к организации грузоперевозок в Арктике придется менять. Дорожники уже столкнулись с тем, что при расчистке трасс от полутораметрового слоя прессованного снега устаревшая техника буксует - надо закупать тяжелые роторные машины. В некоторых случаях зимники пришлось пробивать не по льду, а в обход водоемов. При этом срок действия сезонных дорог с каждым годом становится короче.