На расчистку трассы от снежных заносов срочно была направлена дополнительная техника из соседнего района. Бульдозеристы перешли на круглосуточный режим работы. Когда им удалось прокопать узкий коридор, в котором не смогли бы разминуться две машины, по нему сразу открыли движение в одну сторону - на Сайылык. Героическими усилиями проблему решили, режим ЧС сняли. Однако побывавший в улусе корреспондент "РГ" выяснил: критическую ситуацию создала не только природа. Сначала постарались люди, а затем пурга добавила экстрима.
Весь северо-восток Якутии этой зимой накрыли небывалые снегопады и метели. Прокладывать зимники в обычные сроки было нельзя. "Дороги жизни" в этих краях проходят по болотистой тундре и руслам рек, но под полутораметровой толщей снега болота долго не застывали, на водоемах очень медленно намерзал лед. В результате, когда в труднодоступных населенных пунктах стало заканчиваться завезенное год назад топливо для котельных и дизельных электростанций, пополнять запасы оказалось невозможно. В Нижнеколымском районе дошло до того, что солярку для ДЭС в одно из сел пришлось возить за 180 километров на снегоходах "Буран".
Однако в Усть-Янском районе ситуация иная. Сайылык расположен неподалеку от автодороги круглогодичного пользования Усть-Куйга - Депутатский. Чтобы доставить в это село топливо, надо проехать 150 километров по гравийке, оснащенной мостами, и затем свернуть на короткий зимник.
Как раз с ним-то проблем не было. А вот главную дорогу разыгравшаяся в конце января пурга закупорила на одном из перевалов напрочь.
Такого разгула стихии не припомнят даже старики. В этих краях во второй половине зимы всегда завывают метели, но не столь сильные. Почему же запас горючего в селе не пополнили до того как наступил сезон ветров?
Водители, дорожники, руководители местной администрации утверждают: возить топливо можно было с октября прошлого года, хотя непогода периодически вносила свои коррективы в состояние дороги. Проезд был. Но им не воспользовались.
- Несколько раз энергетики обращались к нам с просьбой выделить технику для сопровождения колонн с топливом. Обещали, что будет десять автомобилей. Мы снимали с дорожных работ бульдозеры, но в "колоннах" оказывался то один грузовик, то два. Самая многочисленная состояла из... четырех машин, - рассказывает руководитель дорожного предприятия Алексей Кривошапкин.
Занимающийся перевозкой грузов предприниматель Артем Хадонов пояснил, почему автоколонны не складывались.
- Топливо по этой дороге во все времена перевозили до Нового года. Минувшей осенью и в начале зимы машины вполне могли по ней ходить, но частные перевозчики отказались иметь дело с энергетиками. Какой смысл работать себе в убыток, если предприятие "Энерготрансснаб" установило тариф в 7,6 рубля за тонно-километр! И ладно бы хоть такие деньги платили, но они с нами до сих пор не рассчитались за прошлый год. У меня есть и автоцистерны, и машины для перевозки угля, но с начала сезона я не сделал еще ни одного рейса.
Нежелание перевозчиков работать по низкому тарифу, который не индексировался в течение трех лет, вынудило энергетиков с запозданием поменять ценовую политику.
- Тариф подняли до 11 рублей. Из Якутска прибыл представитель "Сахаэнерго", который сейчас напрямую заключает договоры с водителями. Кроме того, он уполномочен принимать меры по погашению долгов за прошлый год, - рассказал руководитель Янских электрических сетей Сергей Звягинцев.
Однако теперь найти нужное количество машин уполномоченному представителю будет непросто. Не случайно в прежние годы перевозка топлива по трассе Усть-Куйга - Депутатский осуществлялась до новогодних праздников. Район в эту пору отрезан от внешнего мира, и владельцам грузовиков волей-неволей приходится крутиться на местных "домашних" маршрутах. А как только прокладывают зимник по льду реки Яна, перед водителями открываются все пути. Дальнобойщики устремляются на заработки в соседние улусы, в Якутск, на федеральные трассы... Собственно, они уже там.
Есть и другая проблема - общего плана. Техники, которую можно будет использовать для доставки топлива, в улусе стало меньше еще из-за того, что ужесточились требования к ее оснащению. Теперь такие машины должны быть оборудованы тахографами, системами ограничения скорости и антиблокировки тормозов. Установка этих устройств обходится очень дорого, да и не прикрутишь их в обычном гараже - только на специализированной станции. Между тем на всем якутском севере их просто нет. Ни одной. Поэтому, как отмечает начальник Усть-Янского отделения ГИБДД Петр Абрамов, в районе пока только восемь полностью оборудованных автомобилей.
- В условиях ЧС или, как сейчас, режима повышенной готовности мы "входим в положение" и не наказываем водителей, машины которых не соответствуют предъявляемым требованиям. Понимаем: топливо необходимо завозить. Однако на особых режимах далеко не уедешь. Проблему, связанную с установкой систем безопасности, надо решать, причем не здесь, а как минимум в Якутске, - говорит Петр Абрамов.
Завозить топливо требуется не только в Сайылык. До наступления распутицы годовой запас необходимо создавать во всех населенных пунктах. В улусной администрации подсчитали: если ничего экстраординарного больше не произойдет, автопарка в принципе должно хватить.
- Но техника имеет свойство ломаться, в марте и апреле всегда наваливается пурга, а ведь еще неизвестно, какой будет весна. Даже не хочется думать о ранней. В этом случае не только зимники раньше времени "уплывут" - под воду уйдут четыре населенных пункта, - отмечает глава района Георгий Федоров.
Как считает председатель Госкомитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения республики Юрий Зайцев, сейчас в районе, пришедшем в себя после пурги, ситуация складывается "совершенно штатная", и надо успевать использовать ее по максимуму.
- У нас есть улусы, где дела обстоят гораздо сложнее. Здесь же дорожники делают все, что могут, ведь никто не ожидал таких мощных снегопадов. А что касается энергетиков… Будем предъявлять претензии их руководству, - заявил он.
Между тем
По оценкам гидрометеорологов, навалившиеся на якутский север погодные аномалии вызваны изменениями климата. Это значит, что подходы к организации грузоперевозок в Арктике придется менять. Дорожники уже столкнулись с тем, что при расчистке трасс от полутораметрового слоя прессованного снега устаревшая техника буксует - надо закупать тяжелые роторные машины. В некоторых случаях зимники пришлось пробивать не по льду, а в обход водоемов. При этом срок действия сезонных дорог с каждым годом становится короче.