21.02.2017 09:38
    Поделиться

    Как поддержать несырьевые отрасли сибирской экономики

    Альтернативная стратегия экономического развития России вызвала противоречивые оценки
    Столица Кузбасса стала одной из первых площадок для обсуждения принципов, которым, по мнению авторов проекта, должно следовать государство, стремящееся к устойчивому росту экономики. Альтернативную стратегию экономического развития России до 2030 года представили в Кемерове эксперты Торгово-промышленной палаты РФ. Впрочем, сибирские промышленники и предприниматели восприняли проект неоднозначно.

    - Сейчас разрабатывается комплексный план действий правительства РФ на перспективу, но все обсуждавшиеся до сих пор предложения существуют лишь в виде теоретических моделей, - напомнила председатель Совета Кузбасской ТПП Татьяна Алексеева. - Ситуация парадоксальная: в отсутствие главного концептуального документа принимаются отраслевые стратегии развития нефтехимического комплекса, транспорта и других сфер.

    В предлагаемой долгосрочной стратегии экономического развития сделана ставка на новую индустриализацию: создание условий для того, чтобы в стране стало выгодно производить несырьевые товары.

    - Сегодня и доля занятых в обрабатывающих отраслях сильно отстает, и доля экспорта их продукции ничтожна, - подчеркнул председатель Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России, президент Ассоциации производителей сельхозтехники "Росагромаш" Константин Бабкин. - Снижение промышленного потенциала негативно сказывается на развитии регионов. Мы предлагаем изменить экономическую политику в трех направлениях - внешнеторговом, налоговом и денежно-кредитном.

    В сфере внешней торговли авторы проекта предлагают действовать, опираясь на труд русского ученого Дмитрия Менделеева, который в своем труде "Толковый тариф" доказал, что власти страны, желающие добиться экономического роста, должны применять протекционистские меры для развития промышленности и торговли. А если повысить конкурентоспособность отечественных предприятий по тем или иным причинам не удается, значит, нужно менять таможенные пошлины.

    - Сельское хозяйство в развитых странах Европы дотируется государством, но мы не можем позволить себе аналогичный уровень субсидий - значит, должны защищать свой рынок, повышая ввозные пошлины на группы товаров, производимые и у нас, - уверен Константин Бабкин. - А лет через тридцать, когда наши производители окрепнут, мы уберем пошлины и откроем рынок. Но на данном этапе необходим протекционизм. При этом мы не предлагаем сегодня же выходить из Всемирной торговой организации, ведь многое можно делать и в ее рамках, с помощью техрегламентов, ГОСТов и экологических требований. Но если эти защитные меры окажутся бесполезными, нужно сначала попытаться реформировать ВТО, и только потом думать о выходе.

    Сегодняшняя налоговая политика, констатируют авторы проекта, нацелена на получение максимального объема бюджетных доходов, невзирая на последствия. Они предлагают сделать систему стимулирующей, снизив нагрузку так, чтобы в выигрыше остались несырьевые производители, которые вкладывают средства в собственное развитие.

    - Нужно вернуть инвестиционную льготу, обнулить налог на добычу полезных ископаемых и акцизы, поднять экспортные пошлины на нефть и газ, чтобы в стране было выгодно перерабатывать эти продукты, создавая новые рабочие места, - уверен Константин Бабкин. - Также следует ввести прогрессивную шкалу, оставляя большую часть налогов в региональных бюджетах - сейчас девяносто процентов регионов дотационные, - а также упростить многоступенчатую систему отчетности.

    По мнению разработчиков, бизнесу мешают развиваться высокие кредитные ставки. В том же АПК половина объема государственных субсидий уходит на выплату процентов по кредитам. Предлагается удешевить стоимость займов, снизить ключевую ставку до одного процента, не покупать, а продавать доллары, втрое сократить золотовалютный резерв, прекратить массовую ликвидацию банков. Наконец следует обеспечить стабильную рентабельность сельского хозяйства, поднять качество продовольствия, ужесточив требования к его производителям.

    - Нам говорят, что денег на поддержку всех не хватит, - подчеркнул Бабкин. - Но их не может не хватать, поскольку несырьевые отрасли при правильной поддержке начнут зарабатывать и давать работу, платить налоги и развиваться.

    Согласившись с основной идеей стратегического проекта, участники дискуссии выразили сомнение в том, что его удастся скоро воплотить в жизнь.

    - Нужно очень взвешенно подходить к запретам, - убежден президент Томской ТПП Аркадий Эскин. - Например, год назад не дали получить лицензию на выпуск французской поливакционы для детей, и в России стали применять отечественную. В результате детские жизни оказались под угрозой. Такой протекционизм не нужен. Замена же регрессивной шкалы налогов на прогрессивную - это, на первый взгляд, хорошо, но, с другой стороны, мы убьем средний класс, который создает рабочие места и только начал выходить из тени. А с предложением внести корректировку в пользу бюджетного федерализма полностью согласен: Томская область собирает 120 миллиардов рублей налогов, из которых ей остается меньше половины.

    По мнению кузбасского бизнес-омбудсмена Елены Латышенко, четкая и понятная экономическая политика - залог того, чтобы мелким и крупным предпринимателям работать в стране было выгодно.

    - Сегодня невозможно спланировать развитие производства даже на краткосрочную перспективу: тарифное регулирование таково, что производитель булки хлеба узнает ее реальную себестоимость через несколько недель, когда получает счет за электроэнергию, - отмечает Латышенко. - И налоговая политика не стимулирует инвесторов: как только частный собственник, вложив средства, получает возмещение НДС и тратит его на свое же производство, так тут же приходит налоговый инспектор, чтобы привлечь его к ответственности вплоть до уголовной. Возможностей для кредитования малого бизнеса в региональных банках уже не осталось, а значит, зауральский бизнес гораздо более неконкурентоспособен, чем столичный. В итоге реальный сектор кредитных денег не видит. Очень хотелось бы, чтобы стратегия учитывала региональную специфику.

    По словам директора свинокомплекса "Чистогорский" Анатолия Аришина, себестоимость российских продуктов такова, что рентабельности почти нет. При этом в городе, насыщенном федеральными торговыми сетями с относительно дешевыми товарами, остается все меньше субъектов производственного бизнеса. Чем их меньше, тем чаще их проверяют контролирующие органы, пополняя штрафами бюджет. А не лучше ли дать местным производителям возможность нормально работать?

    Свои пожелания авторам стратегии высказал и гендиректор Кемеровского опытного ремонтно-механического завода, президент городской ассоциации промышленников Александр Сляднев.

    - Кредиты под пять процентов выдают, но их доля в сорока миллиардах рублей, выделенных регионам на реализацию комплексных проектов, опять же, не более пяти процентов. Дайте хотя бы десять процентов на компенсацию страховых взносов частным инвесторам, и эти деньги получит промышленность, - заявил Сляднев.

    "Принципы стратегии экономического развития России до 2025 года" продолжат обсуждать в регионах, все поступающие предложения ее авторы обещают проанализировать и учесть в последующих редакциях документа, который предстоит согласовать с другими деловыми объединениями России.

    Поделиться