Проблемы по большей части связаны с тем, что дома строились по украинским разрешительным документам, а вводить их в эксплуатацию надо по российскому законодательству. На четырех десятках объектов обнаружились серьезные расхождения между тем, что застройщик декларировал в начале строительства, и тем, что в итоге появилось.
- Земельные участки либо вообще не оформлены, либо виды разрешенного использования не соответствуют построенным объектам, градостроительные параметры зачастую превышены и отличаются от выданной декларации, - сообщил директор департамента архитектуры и градостроительства Севастополя Александр Моложавенко. - К инженерным коммуникациям объекты подключены по временным тарифам, но при этом дома заселены, жильцы провели реконструкцию, перепланировку, застеклили лоджии.
Раз дома не приняты в эксплуатацию, то и оформить квартиры в собственность жильцы не могут. Несмотря на это, в некоторых домах созданы ТСЖ, а водо- и газоснабжение подключено на постоянной основе, чего также нельзя было сделать законным путем. В нескольких домах все квартиры распроданы, а застройщиков и след простыл.
Между тем ответственность за нарушения лежит не только на застройщиках, но и на управлении государственного строительного надзора Севастополя, которое должно было следить за тем, как возводились дома. Экс-начальник Севгосстройнадзора Прихожанов объяснил, что многие из этих домов вовсе не стояли на учете в ведомстве. Часть была построена до 2014 года, а о других застройщики должны были заявить самостоятельно, но не сделали этого.
Правительство Севастополя признает, что некоторые нарушения уже не получится устранить, и готово пойти на серьезные уступки, чтобы принять дома в эксплуатацию. Для этого была создана специальная комиссия, которая начала работать в декабре 2016 года и уже рассмотрела 12 проблемных объектов. Относительно семи из них принято положительное решение (в многоэтажках насчитывается 860 квартир площадью 60 тысяч квадратных метров).
- Мы приглашаем застройщиков на комиссию, - заявил Александр Моложавенко. - Компании, которые этого хотели, уже пришли и получили положительное решение. Но, к сожалению, в большинстве случаев предприниматели не спешат выносить объекты на комиссию.
В ближайшее время в правительстве разработают нормативный документ, который позволит узаконить все остальные проблемные дома. А чтобы было удобнее следить за жилищным строительством, в городе появится электронный реестр возводимых объектов.
Всего за 2016 год в Севастополе введено в эксплуатацию 292 тысячи квадратных метров жилья (3876 квартир), построенного ранее Министерством обороны России и частными компаниями. Это почти в три раза больше, чем в 2015 году. Цифра оказалось рекордной, так как с 2014 года из-за переходного периода процесс принятия жилья затормозился. За 2017 год городские власти обещают навести порядок в строительной сфере.
Дмитрий Овсянников, врио губернатора Севастополя:
- Удивительно, что с 2014 по 2016 год поднадзорные объекты строились, а Севгосстройнадзор их не видел, объясняя это тем, что застройщик не приходил с документацией. Надо более жестко подойти к контролю, на каждом этапе мы можем увидеть нарушения и остановить стройку. Сейчас не стоит задача выселить людей, надо привести все в соответствие и принять эти дома в эксплуатацию. Горожане получат возможность зарегистрировать право собственности, а потребление энергоресурсов, воды и других услуг ЖКХ станет прозрачным и будет обходиться дешевле, чем при временном варианте подключения.
Между тем
Из-за массовых нарушений в градостроительной сфере лишился должности начальник Госстройнадзора Республики Крым Сергей Тимощенко (работал с декабря 2014 года). Глава региона Сергей Аксенов возложил на него ответственность за то, что застройщикам удавалось получить разрешения на возведение новых объектов в 100-метровой береговой черте, во дворах и зеленых зонах.
- Несмотря на массовые жалобы крымчан, от руководителя службы не было никакой реакции, - заявил Аксенов. - Застройщики нарушают закон, выстраивают дома в два раза выше положенной нормы, и никакие меры не принимаются. Тимощенко от своих полномочий по сути самоустранился, а во всех бедах винил другие ведомства. Никаких предложений от службы, как можно исправить ситуацию, не поступало.