21.02.2017 19:45
    Поделиться

    В Музее современной истории открылась выставка Ивана Владимирова

    В Музее современной истории вспомнили революцию
    От революционных времен до нас дошло не так много фотохроники, а уж снимков, на которых что-то происходит, а не просто стоят граждане на фоне знамен и глядят в объектив, не вспомнишь в принципе. Но вот три живописных полотна - и это настоящая хроника.

    Человек в фуражке, шинели без погон, с женой и сыном идет по улице Петрограда, сторонясь веселящейся толпы. На соседнем полотне женщина из этой толпы на кого-то указывает солдатам в красных повязках, и финал триптиха - человека в генеральской шинели люди в красных повязках втаскивают в кузов грузовика...

    Музей современной истории России (бывший Музей революции) начал отмечать столетие Октября выставкой Ивана Владимирова, художника, известного по советским учебникам. Масштабные полотна крепкого реалиста, ученика Рубо, выпускника Санкт-Петербургской академии художеств - "Долой орла!", "Арест царских генералов", "Расстрел крестьян белоказаками" и другая революционная эпика широко репродуцировалась в СССР, выставлялась в Музее революции и не только. И практически никому, кроме собирателей живописи, не были известны владимировские работы времен службы в Петроградской милиции в 1917-18 годах. И вот - коллекция Владимира Руги, ставшая основой экспозиции "Революция. Первый залп": переворот, Петроград, Россия глазами очевидца.

    "Разгром помещичьей усадьбы" - из здания с колоннами толпа выносит ковры, граммофоны, сундуки, самовары. "В театре. Царская ложа. 1918" - публика в шапках и бескозырках, с цигарками в зубах устремила взоры на сцену. "На новый приход" - священник тянет сани со скарбом по слякотной улице Петрограда.

    "Прошлое сдаем в утиль" - веселый рабочий несет на свалку бумаги, иконы, место старой культуры теперь на помойке.

    Перед нами то, что стоит за сухими строками революционной хроники: интерьеры, бытовые сценки, и главное - лица, типажи, запечатленные рукой настоящего художника. Из картины в картину переходит широкоскулый, курносый персонаж с чубом, выбивающимся из-под кепки; он читает газетку, развалившись в барском кресле, "бьет шестеркою туза" в компании на пикнике, пристает к барышне из "бывших" (эта работа называется "Некому защитить"), с цветочком в руках ждет подругу, чистящую обувь.

    Главное здесь - лица, типажи, запечатленные рукой настоящего художника

    Революция заканчивается, по ходу выставки штыки меняются на трактора, знамена на стаканы и бутылки, шинели - на белые кителя, но курносый "гегемон" с чубом, зощенковский герой, как он есть, остается неизменным героем новой жизни. А персонажи из жизни старой в лице официанта, с отсутствующим видом ждущего, пока наш герой сделает заказ, девушек в туфлях на высоком каблуке, распиливающих бревно на козлах, - уходят вместе с крымскими пароходами. В завершающем выставку "Бегстве буржуазии из Новороссийска", большой работы из фондов былого Музея революции, сегодня видишь не трусливую безликую массу, а молодых и старых, женщин и обывателей, рвущихся на последний пароход с последним скарбом. В надежде спастись от "чубатого".

    Поделиться