Для интернет-сервиса Netflix, который имеет сейчас миллионы подписчиков по всему миру, в том числе и в России, сериал по "Майору" стал первым опытом адаптации российского контента. Но вот продюсер Алекс Резник, который и предложил эту идею, уже делал для американского ТВ, например, программу "Что? Где? Когда?", пытался "запустить" в Новом свете "Достояние республики" и не собирается останавливаться на этих проектах. Нужны ли зарубежному, в частности американскому, зрителю российские форматы, и каким будет западный вариант фильма "Майор" - об этом и беседа с "РГ".
Для России, когда покупают наши форматы за рубеж - каждый раз это событие. Почему вас интересуют программы и фильма российского производства, и отчего вы выбрали именно фильм Юрия Быкова "Майор" и приобрели на него права у студии "РОК"?
Алекс Резник: Я не сказал бы, что это сенсация - моя компания как раз этим и занимается - адаптирует русские форматы в Штатах. Это не первый наш проект. "Первой ласточкой" было, когда мы адаптировали "Что? Где? Когда?" для телеканала АВС в 2011 году.
И хорошо ли смотрели "Что? Где? Когда?" на американском ТВ. Как вы его изменили для США?
Алекс Резник: У нас был ведущий - англичанин Вернон Кей. Все игроки - американцы A называлось шоу "The Million Dollar Mind Game", что в переводе звучит, как "Игра ума на миллион долларов". В первом выпуске играли шесть американских учителей - они заработали 72 тысячи долларов. Но
это было уже 5 лет тому назад . Зрители приняли шоу хорошо - у нас были прекрасные отзывы. CNN даже признал, что это - самый лучший игровой проект 2011 года. Но сложилась ситуация, когда мы попали в политическую жизнь канала: смену руководства на АВС. У нас было заказано шесть выпусков. Все они были сняты, и должны были выйти в эфир вечером в прайм, как раз после "Танцев со звездами". Нашего ведущего даже пригласили в еще одну передачу. Но получилось так, что новому руководству интеллектуальная игра не очень понравилась, в итоге нас поставили в сетку в воскресенье днем против американского футбола. А дальше вы уже сами понимаете.
Насколько мне известно, уже после "Что? Где? Когда?" вы выкупили другой российский формат - многосерийный фильм "Моими глазами" - когда все происходящее снято камерой, установленной на голове у актера.
Алекс Резник: У нас много разных проектов находящихся в стадии девелопмента - развития. Но действительно после "Что? Где? Когда?" мы стали концентрироваться на сериалах. Пробовали адаптировать для американцев "Небесный суд" и другие проекты. И к нам пришел режиссер фильма "Моими глазами" Заур Болотаев и его партнер Алексей Агеев. Мне понравилось то, что они делают, и я показал проект студии "FOX 21". Они также приняли идею, и мы стали искать шоураннера - сценариста, который мог бы ее адаптировать. После того, как мы нашли этого человека - это был Джо Ваймен - вышли на рынок.
Должен сказать, что, кроме канала "FOX 21", который купил идею и формат для сериала, были еще заинтересованные люди. Сейчас мы ищем режиссера для пилотной версии, и пока еще не вышли в эфир. Заур Болотаев меня познакомил и с режиссером Юрием Быковым. Как раз тогда у него выходил фильм "Майор". И он меня сразу заинтересовал. Поначалу именно как фильм - потому что события, о которых идет речь, могут произойти в любой стране и в любом городе. Точно так же могут сбить ребенка, и полицейские могут это прикрыть. И мне было интересно, как бы американские герои и, вслед за ними и зрители, подошли к этой ситуации. И вот мы придумали свою "фишку", как привлечь аудиторию. Потому что в каждом сериале важен мотор, который мог бы продвинуть историю больше чем на пять- шесть серий. И для американцев важно знать, что сериал может иметь несколько сезонов.
Знаю, что вы сделали сбитого мальчика афроамериканцем - видимо, это и есть "фишка". Но мне всегда казалось что "Майор" - чисто российский проект, потому что дальше идет речь о коррупции в нашей полиции и о том, что все делятся на своих и чужих.
Алекс Резник: . То же самое вы можете увидеть и в американских фильмах. То, что есть коррупция в американской полиции, мы не первые будем об этом говорить. Есть фильм еще 1973 года "Серпико" с Аль Пачино в главной роли, где по сюжету полицейский обнаруживает, что честность и порядочность - вовсе не главное в его профессии. И это - классика.
Почему вы выбрали из картин Юрия Быкова именно "Майора", а не "Дурака", например.
Алекс Резник: "Дурак" будет нашим новым проектом. Когда мы договаривались, он в России еще не вышел.
Когда фильм "Дурак" шел в европейском прокате, изменили название - на афишах было написано Idiot в расчете на то, что русские ассоциируются с Достоевским, и зритель пойдет в кинотеатры. Почему вы изменили название "Майор" на "Семь секунд"?
Алекс Резник: Мы еще сами не знаем - так предложил сценарист. И он хранит тайну - сейчас пишется первый сезон, и снимается уже вторая серия. Юрий Быков работает у нас на проекте, как консультант. Он сам в свое время задумывал "Майора", как сериал. Сейчас съемки идут в Нью-Йорке. Так что почему "Семь секунд" узнаем лишь в конце первого сезона. Мы хотим закончить съемки в середине года. Но все зависит от Netflix, от канала - они должны назначить дату выхода в эфир. И мы надеемся, что нас покажут на этой платформе уже к концу 2017 года.
Какие проекты из России вы еще переделаете для Америки?
Алекс Резник: У нас много контента. Фильмы или в разработке, или в стадии написания сценария. За последние пять лет мы наладили хорошие отношения с российскими режиссерами и продюсерами, и они знают, что, если у них есть хороший сюжет, который можно адаптировать для Америки, мы этим занимаемся. У нас сейчас в работе также известный французский сериал, пара проектов из Украины. Но основное - из России. Мы смотрим не только на сериалы и кино, но и на книги-бестселлеры.
Какие жанры предпочитает сегодня американский зритель?
Алекс Резник: Американские телевизионные тренды меняются каждые два-три месяца. Потому что у нас в стране много контента, и люди не успевают смотреть. И все из-за того, что появились онлайн вещатели, такие, как Netflix и Amazon - я их называю "книжными авто" для видеопросмотров. По аналогии с книжными магазинами. И это очень умно они сделали - то, что каждый зритель может прийти на их сайт и выбрать то, что ему нужно: драму, комедию, детское кино... Меня же, как продюсера, интересует то, где я могу эмоционально зацепиться, и понять, что способен этим проектом сказать. В случае с "Что? Где? Когда?" мне было интересно, чтобы американский зритель развивал свой интеллект. С "Майором" меня зацепила история с полицейской внутренней "кухней". "Дурак" - у нас то же самое недавно проходило во время ЧП с водой в Мичигане. Не могу при этом, сказать, что мы не рассматриваем комедии - у нас хорошие отношения с каналами ТНТ и СТС. Мы пробовали "Кухню" выпускать в Америке.
Получилось?
Алекс Резник: Не очень. Они вначале продали формат в CBS, а потом пришли к нам. Поэтому уже сложно было работать дальше. Но у них есть хорошие проекты. Русские продюсеры сейчас хотят продвигаться на американский рынок. Но это не так легко. С Первым каналом мы работали - хотели сделать американскую версию "Достояния республики". С НТВ - шоу "Хочу быть Меладзе". С "Достоянием республики" я промучился два года. Искали американских партнеров, музыкальных продюсеров, а полгода тому назад увидел очень похожий проект на NBC. Это был не русский формат. И мне было странно и обидно. В нем не передавалась эпоха - а в российском случае она присутствует.
Такая программа, как КВН, могла бы быть адаптирована для американцев, или это типично российский продукт?
Алекс Резник: Вы не первый человек, который меня об этом спрашивает. Мне не раз предлагали, мол, давай попробуем КВН. Но, во-первых, в Америке очень много скетч- и камеди- шоу, построенных на импровизации. А в России эта игра командная, и команды - интеллектуальные - представители университетов и других вузов. Так что КВН - это специфический и неповторимый российский проект.
В основе сюжета фильма "Майор" - история о том, как сотрудник полиции по пути в роддом к жене насмерть сбивает ребенка и затем использует свое служебное положение, чтобы скрыть преступление. "Майор", стал лауреатом премии "Ника" и участником Каннского кинофестиваля. Он привлек к себе внимание иностранных продюсеров сразу после своего выхода в 2013 году.
Какова будет американская версия?
Действие американской телеверсия "Майора" разворачивается в Джерси-Сити, США. Афро-американский подросток получает смертельное ранение от руки белого полицейского, что приводит к конфронтации родственников и полиции и ведет за собой череду драматических событий.
Алекс Резник привлёк к работе своих партнёров Лоренса Бендера ("Бешеные псы") и Кевина Брауна ("Трамбо"), которые и представили проект студии Fox 21. Адаптировать фильм в 10-серийный телепроект взялась шоураннер Вина Суд, известная по сериалу "Убийство" (2011-2014), который принес ей номинацию на премию "Эмми". Режиссёром сериала стал Гэвин О’Коннор, чей боевик "Расплата" с Беном Аффлеком в главной роли вышел в российский прокат 3 ноября 2016 года. Главные роли в сериале получили Реджина Кинг ("Преступление по-американски", "Враг государства"), Бо Напп ("Левша"), Дэвид Лайонс ("Тихая Гавань"), Дэвид Хорнсби ("Перл-Харбор"), Клэр-Хоуп Эшити ("Дитя Человеческое").