Дом на Невском проспекте, 106 пользуется повышенным спросом у петербургских предпринимателей. В двух шагах находится станция метро "Площадь Восстания" и Московский вокзал. Туристов здесь много всегда. Поэтому неудивительно, что с середины двухтысячных помимо офисов, турфирм и магазинов в здании появился хостел. В 2011 году заведение вошло в сеть петербургских хостелов и начало активно привлекать туристов в свои 13 номеров.
Управляющая хостелом Наталья Булавина рассказала "РГ", что отношения с жильцами многоквартирного дома всегда были ровными. Только прошлой весной случился спор с соседом снизу. Но потом предприниматели и собственник помирились. В хостеле решили, что конфликт исчерпан, и продолжали спокойно работать. О том, что заведение должно быть закрыто по решению суда, в хостеле узнали от журналистов.
- У нас все документы в порядке, мы платим налоги, наш хостел прошел аккредитацию. Из суда извещений мы не получали, даже не знали, что был такой процесс, - говорит Наталья Булавина.
В городской прокуратуре "РГ" сообщили, что главной претензией стал статус жилого помещения, в котором расположен хостел. По документам, которые обнаружили сотрудники прокуратуры, это частная квартира, бывшая коммуналка. Владелица квартиры сдает ее в аренду индивидуальной предпринимательнице, которая в свою очередь организовала там хостел. В прокуратуре посчитали, что для такой деятельности необходимо перевести квартиру в нежилое помещение. Второй вариант несколько экзотичен, но вполне вписывается в Жилищный кодекс - собственница сама должна была поселиться в хостеле. Тогда можно было бы воспринимать учреждение так же, как, к примеру, адвокатские кабинеты или залы, где занимаются репетиторством, когда проживание совмещается с профессиональной деятельностью. Так как ни одно из этих условий выполнено не было, прокуратура обратилась в суд с требованием закрыть хостел.
По словам Натальи Булавиной, сейчас бизнесмены планируют изучить все документы и начать борьбу за сохранение хостела на Невском.
Между тем, руководитель городского объединения домовладельцев Николай Питиримов считает, что требования прокуратуры и решение суда вполне обоснованны.
- Для обитателей жилых домов в соседстве с хостелами нет ничего приятного, и они регулярно жалуются в общественный совет по контролю в сфере ЖКХ. Людей не устраивает шум, постоянное присутствие незнакомых граждан в парадных, конечно, права собственников здесь нарушаются, - говорит эксперт. При этом Питиримов подчеркивает: лично он не против того, чтобы хостелы размещались в жилых домах, но при этом они должны занимать, к примеру, целую парадную. Тогда множество конфликтных ситуаций будет пресекаться на корню.
В Петербурге сложилась и другая практика. Хостелы и мини-гостиницы зачастую размещаются в жилых парадных и занимают пусть очень большую, но одну квартиру. В "золотом треугольнике", участке исторического центра Петербурга, где расположилось большинство знаковых городских достопримечательностей, предприниматели выкупили не только первые этажи, где изначально были спроектированы магазины и кафе, они пришли в жилые парадные. Поэтому никого не удивляет, когда на первом этаже располагается магазин, на втором - квартира, на третьем - хостел, а на четвертом - офис или даже ночной клуб. Точка в законодательстве о размещении хостелов не поставлена до сих пор. И до последнего времени предпринимателям, желающим выкупить коммуналку в историческом центре, никто не препятствовал, а недовольство жильцов ограничивалось устными жалобами.
Даже сейчас, когда хостелами заинтересовались проверяющие инстанции, ситуация продолжает оставаться неоднозначной. В Петербурге есть очень хорошие хостелы. Недавно один такой отель на набережной Мойки даже был признан лучшим в мире в номинации "качество обслуживания" по версии HostelWorld.com. И петербургские власти неоднократно подчеркивали, что заинтересованы в развитии малых средств размещения.
В историческом центре, который традиционно привлекателен среди туристов, не так много отдельно стоящих зданий, где можно было бы организовать крупные гостиницы. Город это понимает, и, более того, даже специально ищет инвесторов, готовых стать хостельерами. Например, комитет по развитию туризма недавно выставил на торги 15 помещений, где можно было бы организовать хостелы.
Ищут инвесторов и в жилищном комитете. Дело в том, что в городе действует программа по расселению коммуналок, и по сути единственными инвесторами, которые могут прийти расселить многокомнатные квартиры, могли бы стать хостельеры, потому что для иных целей 14-15-комнатную квартиру на третьем этаже во дворе-колодце вряд ли можно использовать.
Но здесь опять возникает вопрос с правами других жильцов, ведь отдельный вход в старой коммуналке не сделать. Кроме того, федеральные законы, которые регулировали бы хостелы, еще находятся в стадии обсуждения, поэтому вполне добросовестные предприниматели рискуют взять на баланс помещение, которое в перспективе могут признать неприемлемым для такого рода гостиниц.
Есть еще одна сторона медали. Помимо добросовестных участников рынка, в Петербурге действуют нелегальные хостелы. Они не имеют никаких правоустанавливающих документов, но активно принимают постояльцев. Такие хостелы платят за коммунальные услуги не как организации, а как частные лица, зачастую они не ставят приборов учета. Поэтому все переплаты по ОДН мертвым грузом ложатся на соседей и управляющие компании. Санитарные нормы в таких заведениях не соблюдаются, что позволяет заставлять все пространство в комнатах двухярусными кроватями и предлагать посетителям номера эконом-класса.
Участники рынка все чаще называют такие учреждения "ночлежками". Здесь не останавливаются участники спортивных команд или студенты, для размещения которых изначально и был придуман формат хостелов, основная масса постояльцев - это маргинальные группы. И естественно, что соседи, мягко говоря, в шоке.
Но пока законодательство о хостелах окончательно не урегулировано, "хорошие" и "плохие" заведения стоят на одной планке. Эта ситуация не дает развиваться добросовестным предпринимателям и развязывает руки нелегалам. А страдают от этого не только соседи, но и туристы, которые прибывают в Петербург и до самого заселения не знают, каким окажется выбранный ими хостел.