Новости

23.02.2017 11:58
Рубрика: Культура

Живем сообща, а умираем одинокими

В понедельник в последний путь проводят народного артиста Алексея Петренко
Алексей Петренко, выдающийся актер кино и театра, народный артист и лауреат Государственной премии России, ушел из жизни на 79-м году жизни.
 Фото: РИА Новости Актер сразу явился глыбой, где монументальное сочеталось с беззащитно личным. Фото: РИА Новости
Актер сразу явился глыбой, где монументальное сочеталось с беззащитно личным. Фото: РИА Новости

Это был актер уникальный и несомненно гениально одаренный: в слове, им сказанном с экрана или сцены, столько таится невысказанного, что можно потом вспоминать годами, каждый раз чувствуя это слово заново, его обдумывая и расшифровывая смыслы. Таким его впервые узнали кинозрители, посмотрев фильм Алексея Германа "Двадцать дней без войны". Это был всего только эпизод, совершенно "некиношный": в промерзлом тыловом вагоне, в тряске и грохоте, случайный попутчик, боевой летчик, горячо рассказывал о чем-то пережитом и утраченном.

Рассказ шел сплошным монологом, на крупном плане, минут десять-пятнадцать, очень невнятно, какими-то обрывками каких-то эпизодов - но чувствовалась такая человеческая трагедия и такая мука была в яростных глазах, что мы в зале сразу восприняли эту муку как свою собственную. Так тогда в кино не играли. Так вообще не играли актеры - так люди исповедовались, выворачивая душу, чтобы выговорить беду и заговорить боль.

Этот персонаж в фильме больше не появлялся, но врезался в память и задал трагический, исповедальный тон всей картине. Вряд ли кто-то сможет пересказать этот монолог - там не в словах была суть, а в тоне, в бессвязных излияниях человека в беде. Крупная, кряжистая его фигура словно вбирала саму Россию, переживавшую огромную всенародную беду.

Крупная, кряжистая его фигура словно вбирала саму Россию

Ошеломительно странный этот актер словно пришел ниоткуда, возник из небытия - и сразу явился вот такой глыбой, где монументальное удивительным образом сочеталось с беззащитно личным. Опять же - как это сочетается в самой России. Мощная его фактура потом много раз использовалась кинорежиссерами для образов величественных, начальственных, масштабных: боевые капитаны и генералы, суровые судьи, хмурые академики, зловещие аббаты... Александр Митта позвал его сыграть Петра Первого в музыкальной картине "Сказ о том, как царь Петр арапа женил". Играл Петренко короля Карла I, играл Богдана Хмельницкого, играл Сталина - в пяти картинах, не считая роли его двойника. Фактура! Но фактура - внешнее, важнее - бездны, которые в этой оболочке затаились.

Он играл роли очень разные по жанру и актерским краскам. Он, например, оказался замечательным комедийным актером - с иронически лукавым взглядом, с мужицким неповоротливым изяществом и умением высекать юмор одним движением брови. Сколько трагикомического было, например, в его Распутине из "Агонии" Элема Климова - фигуре масштабной, тоже как бы былинной, но словно пребывающей в бреду, и при этом "могутной", опять же как сама непредсказуемая Россия. Сколько актерского юмора просвечивало в его неистовом генерале Радлове из "Сибирского цирюльника" Никиты Михалкова! А каким он был Подколесиным в гоголевской "Женитьбе", фильме Виталия Мельникова! Этот актер обладал способностью любить каждого из своих героев, понимать каждого и полностью с ним сродниться - точнее, ощущать каждого частью огромной, такой родной и понятной русской души. Мог быть дико смешным в своей богатырской грации, с непременным элементом вполне органичного абсурдизма, с затрудненной речью и заторможенным мышлением, и это всегда был баланс на краю пропасти - словно само время, в нем воплощенное, было готово сорваться в очередную национальную трагедию.

В самой этой личности всегда ощущалась, в ее недрах ворочалась и накапливалась мощная внутренняя энергия - как в непрерывно действующем, всегда готовом взорваться вулкане. Это была энергия мысли и чувства, для выражения которых слова были даже чем-то лишним, мелким, были шелухой и мишурой. И его герои и он сам были немногословны, и то словоизвержение в его первой заметной роли летчика-капитана из картины Алексея Германа тоже воспринималось как некая трагическая мелодия, - не в словах была суть. Суть - в бесконечном душевном просторе, открывавшемся за словами, в почти былинном национальном характере, который Петренко пронес через все свои работы и через свою 78-летнюю жизнь. Он ведь и в быту был немногословен, почти коряв в речи, не любил выступать публично, избегал интервьюеров - отодвигал от себя любую суету. Жил и играл не словом, а - интуицией, безошибочной и мудрой. И, наверное, не случайно в одной из бесед с газетным человеком говорил об одиночестве: "живем сообща, а умираем одинокими"…

Это был мастер, какого могла родить только наша земля. С его уходом перестал звучать некий важный камертон экранной и сценической правды, с которым можно было сверять явления российского искусства. Такие потери невосполнимы.

Где можно проститься

Прощание с выдающимся актером состоится сегодня, в понедельник 27 февраля, в 11.00, в Доме кино. Об этом сообщили в Союзе кинематографистов России. В 14.00 пройдет отпевание в Николо-Архангельском храме подмосковного города Балашиха. Похоронят Алексея Петренко на Никольском кладбище.

Алексей Петренко: К врагам в гости не ездят

Блистательный актер, для которого русский и украинский языки - две части души, уверен, что разум сможет примирить братские народы.

Алексей Васильевич Петренко последние три года не выступал перед зрителями.

"Все дело в паспорте. Посмотрю в него и понимаю, что большую часть жизни я уже отмахал. Здоровье стало подводить. Но актерское естество сильнее. Вот и я собрался и после такого перерыва вышел с творческой встречей к молодым кинематографистам. Не сдаюсь! - говорил великий актер в гримерке Театра киноактера.

"Хочу поехать на родину, на Украину. Там, на Черниговщине, у меня брат похоронен, нужно посмотреть, в каком состоянии его могила. Хочу подышать их теперешним воздухом, увидеть, почувствовать, какая там жизнь. Но скажу вам: пока у власти на Украине бандеровцы и галичане - толку не будет. Они очень свирепые люди, я это с детства знаю.

Страшно ли мне туда ехать? Совсем нет. А чего мне теперь бояться? Я, слава богу, пожил на свете и многое повидал. Вспоминаю, как на одной из встреч с читателями Виктор Петрович Астафьев говорил резкие вещи о творящихся безобразиях. Его тоже спросили: "Виктор Петрович, а вы не боитесь так остро говорить? Писатель ответил: "А чего мне бояться? Я всю войну прошел. После которой уже ничего не страшно..."

Так и я ничего уже не боюсь, более того, мне бы очень хотелось встретиться с теми людьми, из-за которых мы живем не в ладу. Услышат ли они меня? Даже если и не услышат, то услышит Бог, а это главное.

Вообще я считаю, что это божье испытание, которое он посылает нам, славянам. Всем трем славянским народам: русским, украинцам и белорусам. Белорусы, дай им Бог здоровья, идут правильным, не разрушительным путем, но они тоже, хоть и косвенно, всем этим задеты.

Что нам делать в этой беде? Мириться! Другого я не знаю. Не сомневаюсь, что среди молодежи много по-настоящему умных людей и в России, и на Украине, людей толковых и дальновидных. Жизнь показывает, что разум сильнее яда. Несмотря на то, что последние 20 лет на Украине активно сеяли ядовитые семена раздора и ненависти к России, разум и здравый смысл обязательно победят. Они поймут, и мы поймем, что без шагов навстречу друг другу толку не будет.

У правды жизни и у пропаганды путь разный. Придите утром на Киевский вокзал Москвы и увидите, что поезда из Украины приходят в Москву битком набитые людьми.

К врагам в гости не ездят.

Справка "РГ"

Алексей Петренко родился в 1938 году в украинском селе Чемер. Выпускник Харьковского театрального института. Снялся более чем в 100 фильмах, среди которых "Агония", "Женитьба", "Узник замка Иф", "Утомленные солнцем", "Сибирский цирюльник".

Культура Кино и ТВ Наше кино Культура Театр Драматический театр Общество Утраты Кино и театр с Валерием Кичиным