Специальное разъяснение по поводу автомобилей наркоторговцев Верховный суд России включил в свежий обзор судебной практики. Примером стало дело двух жителей Приморского края, получивших немалые сроки за торговлю зельем.
Граждане оборудовали в гараже лабораторию, в которой изготавливали синтетические наркотики. Всего в группу входило три человека. Однако один впоследствии заключил досудебное соглашение со следствием, дал показания на своих дружков, и его дело было выделено в отдельное производство. А двое сотоварищей в итоге получили 19 и 18 лет лишения свободы соответственно. На машине преступники перевозили оборудование, необходимое для лаборатории, реактивы и материалы для изготовления наркотиков, а также произведенный товар. Сбывали зелье оптом.
Конец бизнесу положили правоохранители, нагрянувшие в тот момент, когда компания изготовила очередную партию. В ходе задержания было изъято около 2 кг синтетических наркотиков.
При рассмотрении дела в апелляции в Верховном суде защита пыталась обжаловать в том числе конфискацию автомобиля. Адвокаты полагали, что забирать машину было нельзя, так как она куплена на законные средства в августе 2012 года, а преступные действия, вмененные хозяину автомобиля, начались с 2013 года.
Но здесь защита вольно или невольно спутала два вида конфискации. Первый вид: конфискация незаконно нажитого имущества. В таком случае, действительно, забрать можно только такое имущество, что приобретено на нелегальные доходы. Второй вид: конфискация орудия преступления. Здесь не имеет значения, на какие именно средства приобретена вещь. "Судом установлено, что указанный автомобиль использовался для приобретения и перевозки оборудования и препаратов, необходимых при производстве наркотических средств, а также для перевозки самих незаконно произведенных наркотических средств", сказано в обзоре судебной практики. Поэтому конфискация признана законной.