В 2014 году архитектурное бюро "Проектная группа 8" осуществило в Вологде несколько своих задумок при активном участии жителей и поддержке городских властей. Новую модель с вовлечением в нее жителей, местных предпринимателей, властей и всех заинтересованных назвали "соучаствующее проектирование". Начали с малого, но результат превзошел все ожидания архитекторов: остановку "Драмтеатр" в центре города, построенную с учетом всех пожеланий жителей, за год ни разу не сломали и не расписали граффити. По словам архитектора Надежды Снегиревой, то, что случаев вандализма практически не было, означает, что жители восприняли проект как собственное пространство. Красный пляж, благоустроенный тем же архитектурным бюро, также завоевал народную любовь, причем он остался на балансе у города, как и остановка "Драмтеатр".
Следующим проектом в Вологде стало благоустройство дворов: люди вышли на улицы, обсуждали и голосовали за те объекты, которые они сами хотели бы видеть из окон своих многоэтажек. В итоге небольшой город с населением около 300 тысяч человек оказался благодатной почвой для эксперимента, а вовлеченность жителей в итоге превзошла все ожидания. Впрочем, как отмечает с сожалением Надежда Снегирева, после смены мэра города у властей нет четкой позиции по поводу поддержания городской среды, но урбанисты стараются наладить диалог и с новым начальством.
Как отмечают эксперты, соучастие - это не только механизм сбора пожеланий, это механизм принятия решений, выгодных всем сторонам, здесь и сейчас. "Современный крупный город необходимо децентрализовать. Иными словами, мегаполис должен быть комплексом небольших городов. Это позволит устранить проблему с перегруженностью дорог и общественного транспорта, предотвратит сегрегацию городских районов на "гетто" и благополучные", - говорит управляющий партнер "Метриум групп" Мария Литинецкая. По ее словам, важно предоставить жителям возможность для активности в каждом районе.
Характерным примером является инициатива молодых людей, которые берутся за освоение городской среды и своими силами восстанавливают объект или создают новые центры притяжения. Так было с Белой башней в районе Уралмаш в Екатеринбурге. Объект архитектурного наследия эпохи конструктивизма стоял в центре района и постепенно разрушался. Группа молодых и неравнодушных архитекторов из объединения "Подельники" взяла башню под опеку. Энтузиасты подали на грант, выиграли и восстановили здание, в результате сейчас в башне проходят кинопоказы, а в будущем планируется устраивать еще больше культурных мероприятий. Город не участвовал в восстановлении памятника, более того, и после восстановления не взял на баланс объект - символ города, несмотря на то, что появление восстановленного и действующего культурного пространства стало местом притяжения жителей.
"Комплексная городская инфраструктура закладывается в момент проектирования: это вопрос маркетинговых расчетов с компетенцией упреждающего видения на 5-10 лет вперед", - рассказывает председатель совета директоров Urban Group Александр Долгин. По его словам, для равномерного, удобного и правильного развития у города должна быть разработана долгосрочная стратегия. Пока что, считает эксперт, в России таких примеров мало, ведь никто не занимался подобными исследованиями целенаправленно, возможно, постепенно городов с четкой проработанной структурой станет больше.
Лучший пример в России такого комплексного подхода и создания единой стратегии города - мастер-план Перми, разработанный голландским бюро KCAP, рассказывает Сергей Переслегин, архитектор и партнер бюро KleineweltArchitekten.
Более того, по словам Переслегина, в постсоветском пространстве российских городов работает и теория малых дел. Так, эксперт приводит в качестве примера востребованный туристический город Суздаль. По его словам, в городе с обычной инфраструктурой власти смогли создать условия для малого и среднего бизнеса, не мешающие ему развиваться. В результате появляются новые маленькие кофейни, небольшие мануфактуры, традиционные кафе и рестораны, и дружелюбная атмосфера города привлекает туристические потоки. В качестве других положительных примеров Переслегин приводит подмосковную Коломну и город Плес с набережной художников.
По словам экспертов, будущее городов во многом зависит от электронных сервисов, таких как московское приложение "Активный гражданин". Для планирования города важна и простая информация, доступная и открытая: сколько звонков совершается из определенного места в городе, в какую часть города приходит большая часть людей после работы. Как известно, есть две стратегии - посадить на протоптанной тропинке цветы, и жители протопчут ее снова, или же устроить дорожку там, где она зарекомендовала себя как самый короткий путь. Современная урбанистика настойчиво советует городам идти второй дорогой.
По словам Александра Долгина, современные городские районы соизмеримы по численности с греческими полисами, где в свое время родилась практика самоуправления. В этом смысле, как говорит эксперт, незнакомые слова "соучастное проектирование" оказываются реинкарнацией древней афинской демократии, когда представители народа обсуждали любую инициативу начальства и голосовали "за" или "против".
Современный город, населением превышающий миллион жителей, состоит из многих городов.