Однако вопрос, как их сравнять, для нашей страны почти риторический: дискуссии на этот счет в правительстве ведутся не один год. И теперь начался новый виток переговоров в рамках специально созданной межфракционной рабочей группы в Госдуме под председательством первого вице-спикера Александра Жукова.
Казалось бы, о чем тут говорить: МРОТ получают в нашей стране несколько миллионов человек, и повысить им зарплату - не такие уж больше расходы бюджета и работодателей. Но если учесть, что чуть ли не половина россиян трудятся в бюджетной сфере, то повышение зарплаты для тех, кто "сидит на минималке", означает ее рост и для тех, кто стоит выше по тарифной сетке. А это расходы бюджета, исчисляющиеся сотнями миллиардов рублей, отмечают эксперты.
С другой стороны, повышение зарплат в бюджетной сфере приведет и к ее увеличению в коммерческом секторе. Госорганизации в этом вопросе ориентир и локомотив. Но резкий рост зарплат на частных предприятиях может пагубно на них сказаться, поскольку тут уже увеличатся расходы работодателей не только на зарплату, но и на отчисления за работников во внебюджетные фонды. Таким образом, работодатели заинтересованы в как можно более медленном росте зарплат, а профсоюзы - в как можно более быстром.
Александр Жуков предложил довести МРОТ до прожиточного минимума в течение трех-пяти лет, и с такими сроками согласились присутствовавшие на заседании представители как профсоюзов, так и работодателей. Точные сроки повышения зарплаты определят после того, как министерства и ведомства произведут расчеты, сколько будет стоить рост зарплат в трех- и пятилетней перспективе.
Как будут повышать зарплаты? На сегодня есть три схемы. Их как раз и обсуждали на заседании. Самая резонансная из них - введение почасовой оплаты труда. Однако, по мнению министра труда и соцзащиты Максима Топилина, идти по этому пути опасно.
"Мы не совсем понимаем, как могут повести себя отношения между работником и работодателем", - сказал он, уточнив, что могут начаться "непонятные действия" работодателей, которые в ряде случаев приведут к сокращению рабочего времени и спровоцируют серьезные возмущения работников. "Мы можем больше потерять, нежели приобрести, хотя есть страны, которые действуют по схеме почасовой оплаты труда", - продолжил министр.
Предложение ввести почасовую оплату труда часто звучит в контексте, что в силу экономической ситуации работодатели в некоторых случаях вынуждены вводить неполный рабочий день или неполную неделю, и почасовая оплата сняла бы все вопросы по оплате неполного рабочего времени. Но, по мнению Топилина, оснований для такого изменения схемы оплаты нет: законодательством уже все урегулировано, и оно разрешает платить зарплату пропорционально измененному рабочему времени.
Наиболее серьезная конкуренция развернется между двумя схемами повышения МРОТ - доведение региональной минимальной зарплаты до регионального прожиточного минимума или федеральной до федерального. "Нам представляется, что МРОТ может быть равен только региональному прожиточному минимуму. В законодательстве не сказано, что МРОТ должен быть единым по всей стране, а только что он не должен быть ниже прожиточного минимума", - говорит Топилин. И не скрывает: к такой конструкции больше всего вопросов у профсоюзов, которые считают, что районные надбавки и коэффициенты должны "накручиваться" сверх минимальной зарплаты, а не быть уже включенными в нее.
"Существует система районных коэффициентов и северных надбавок. И ни в коем случае, говоря об установлении МРОТ на уровне прожиточного минимума в регионе, мы не планируем изменить систему районного регулирования, установления северных надбавок, все эти гарантии сохранятся", - заверил министр. По его словам, прожиточный минимум включает в себя всю палитру цен, стоимость жизни, а значит, и территориальные надбавки: "И если МРОТ будет равен региональному прожиточному минимуму, говорить о том, что на него надо "накрутить" еще северные надбавки, экономически неверно".
Что касается второго варианта (установление МРОТ на уровне прожиточного минимума в среднем по России), то он, по мнению Топилина, менее выигрышный, потому что размеры прожиточных минимумов различаются от региона к региону. При среднем по стране показателе 11 тысяч рублей есть регионы, где он едва дотягивает до восьми тысяч, и те, где он приближается к 20 тысячам. "У нас 53 региона, в которых прожиточный минимум ниже, чем прожиточный минимум в среднем по стране. При таком подходе мы в непростую ситуацию ставим эти регионы", - считает министр.
"Мы поддерживаем дифференциацию МРОТ по регионам", - сказал глава РСПП Александр Шохин. А вот представитель профсоюзов не внял доводам министра по поводу включения в МРОТ надбавок: минимальная зарплата - это минимальная соцгарантия, а потому стимулирующие и компенсирующие надбавки, районные коэффициенты в нее точно включать не должны, уверены в профсоюзах. Ведь несправедливо будет, если и офисный работник, и человек, занятый на опасной работе, будут получать одинаковую минимальную зарплату.
Это же касается и жителей регионов на юге и севере, где условия жизни разные. Значит, у тех, кто живет в суровых условиях, должны быть дополнительные гарантии.