В последнее время часто говорят, что в России бизнес оказался эффективнее государства. Согласны ли вы с такой точкой зрения?
Владимир Мау: О том, что бизнес эффективнее государства, говорят на протяжении примерно 250 лет. Это как раз не новая тема. У нас сейчас действительно возникло понимание необходимости качественного совершенствования государственного управления, в том числе с использованием опыта бизнес-моделей. При их внедрении необходимо понимать, что управление вообще и в государстве в частности - это всегда деликатная материя, и здесь нет правильной или неправильной модели, только практика по прошествии многих лет показывает, эффективна ли была выбранная модель. Во всех странах бизнес традиционно более эффективен, чем государственный сектор, и это связано с несколькими причинами. Неэффективность государства объясняется не практиками управления, а принципиально иной системой стимулов. Бизнес всегда стремится максимизировать прибыль, а задачи государства заключаются в другом - оптимизации общественного блага и общественной полезности, и измерять их гораздо труднее, чем мерить прибыль в бизнесе. Мы же знаем, что один и тот же политический персонаж может быть то гением управления, то злодеем, то опять гением. И я вовсе не о Сталине говорю. Эти слова вполне применимы и к Столыпину, и ко многим другим политикам.
Впрочем, современное развитие информационных технологий неизбежно требует изменения модели управления как в бизнесе, так и в государственном секторе. С точки зрения внедрения этих практик государство оказывается более инерционно, чем бизнес. Хотя, это не только недостаток, но и достоинство: если бы государство постоянно экспериментировало и переходило бы от одной модели управления к другой, то ничего, кроме дестабилизации, не получилось бы.
Какие практики в бизнес-управлении, по вашему мнению, могут быть использованы в государственном секторе, например, насколько актуально внедрение принципов проектного управления?
Владимир Мау: На сегодняшний день в бизнесе оказалось накоплено множество практик и технологий, которые могут быть полезны государственному сектору. Стимулирование, лидерство, управление персоналом, управление временем (time-management), управление изменениями - известный набор задач менеджмента. Сейчас много стали говорить о внедрении проектного управления, но это тоже не нечто принципиально новое. Огромное количество государственных проектов во времена СССР было реализовано на принципах проектного управления, в том числе космическая программа или атомный проект, если говорить о наиболее известных. Сюда же можно добавить продовольственную программу в СССР, которая, правда, была реализована не путем лучшего распределения продуктов, как полагали ее авторы в 1980 г., а за счет радикальной смены экономической модели, то есть путем либерализации экономики. Запуск в 2016 г. приоритетных проектов в России с этой точки зрения не является чем-то новым, а представляет собой попытку обновить очень успешный опыт прошлого десятилетия по национальным проектам, масштабировать его и более последовательно реализовать. Многие страны идут по тому же пути: с точки зрения концентрации усилий на приоритетных проектах интересен опыт Великобритании, Малайзии и Сингапура.
Есть ли в России уже успешные примеры внедрения таких практик на государственном уровне?
Владимир Мау: Мы все время говорим о практиках управления на уровне федерального центра, но важнейшим фактором в реализации стратегии экономического роста является управление регионами или городами. В России уже есть успешные примеры: например, город Плес в Ивановской области - это пример того, как бизнес вместе с государством взялся и создал место, где традиции сочетаются с современностью. Московские власти при, конечно, радикально другом масштабе также реализуют проект.
Какие возможности новые подходы к госуправлению открывают крупнейшим вузам?
Владимир Мау: Это интересный вопрос. Разумеется, в первую очередь мы должны предложить образовательные программы и исследования, обеспечивающие те управленческие задачи, которые решает государство. Это в особой мере касается нашей академии, в которой в центре внимания стоит как раз управленческое образование, и особенно программ непрерывного образования, так сказать, образования для взрослых. И как раз в конце 2016 года мы по поручению правительства России сформировали специальный Центр проектного управления, которые в настоящее время интенсивно работает с федеральными и региональными органами исполнительной власти, оказывая им методическую и образовательную поддержку. Вообще же в академии постоянно появляются новые программы - как для бизнеса, так и для государственного сектора. Кстати, экономический кризис всегда способствует росту спроса на качественное управленческое образование: буквально через несколько месяцев после начала кризисных явлений в экономике спрос на образование начинает расти. РАНХиГС как самое крупное учебное заведение страны старается предлагать различные программы, в том числе и по нашей филиальной сети - а у нас 53 филиала. Очень важно внедрение современных образовательных технологий. Например, мы проводим по всей стране управленческие чемпионаты.
Насколько полученные навыки можно будет имплементировать в реальной жизни?
Владимир Мау: Имеет смысл реализовывать только такие программы, которые приводят к улучшению практической деятельности руководителей. Все наши программы включают работу над проектом по профилю деятельности конкретного слушателя или команды. Всем нашим слушателям необходимо дать практические реальные навыки, в том числе по командному образованию, тимингу и совместной выработке проектов. Помимо этого у нас есть программа для руководства федеральных органов исполнительной власти, губернаторов и вице-губернаторов. По сути, любое привлечение инвестиций - это тоже проект, и региональные команды должны быть способными управлять.