Как рассказали "РГ" в пресс-службе НГУ, пока новый метод создания тканеинженерных конструкций прошел только лабораторные исследования. Однако уже ясно, что его можно эффективно применять для получения трансплантатов сосудов со свойствами, максимально приближенными к физиологическим. При этом речь идет и о получении заменителей сосудов малого диаметра, что является проблемой для сегодняшней хирургии. Использование сосудов самого пациента часто невозможно из-за противопоказаний, а существующие синтетические материалы имеют ряд серьезных недостатков.
Разработка новосибирских биологов поможет решить эту проблему. В частности, тканеинженерные конструкции, созданные на основе мембран из поликапролактона и хитозана, снизят риски воспаления, тромбоза и других иммунопатологических процессов. Кроме того, ученые создали модель заселения такого каркаса эндотелиальными и гладкомышечными клетками кардиальных эксплантов человека. Сочетание выбранных клеток и материалов позволит увеличить прочность, долговечность и физиологичность трансплантата.
- Хитозан обладает благоприятными биологическими свойствами, такими как отсутствие иммуногенности, биосовместимость, биоразлагаемость и антимикробная активность. Но полученные на его основе материалы не обладают достаточной механической прочностью. Поэтому хитозан смешивают с поликапролактоном, который компенсирует этот недостаток - смесь компонентов приносит больше пользы, чем каждый по отдельности, - поясняет студент факультета естественных наук НГУ, работник лаборатории эпигенетики развития Института цитологии и генетики (ИЦиГ) Анна Смирнова.
В ходе экспериментов биологи установили, что человеческие клетки после заселения на такие мембраны сохраняют свои функциональные свойства, и установили оптимальное соотношение всех компонентов. Ученые считают, что заселять трансплантат человека можно будет клетками самого пациента, что поможет избежать отторжения и иммунной реакции. Помимо специалистов НГУ и ИЦиГ в крупном проекте разработки новой технологии участвуют ученые Сибирского Федерального биомедицинского исследовательского центра имени Мешалкина и Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН.