В Петербурге восстановили памятник XIX века с помощью 3D-печати

В распоряжении ученых было не более десяти процентов садовой скульптуры "Ева у источника", которая погибла в годы Великой Отечественной войны. Но это не помешало им восстановить утраченный памятник.

На дореволюционной открытке сохранилось изображение "Евы" - небольшая скульптура из шпиатра была установлена в парке усадьбы Сергиевка в Старом Петергофе. Коллекцию Сергиевки начали собирать дочь Николая Первого Великая княгиня Мария Николаевна и ее супруг Максимилиан Лейхтенбергский. После революции некоторые экспонаты переехали в Эрмитаж, Петергоф и Ораниенбаум, большая часть погибла в огне войны. Фрагменты "Евы" обнаружили в 2007 году.

- Большая часть скульптуры превратилась в конгломерат расплавленного металла, в виде явно сохранившихся фрагментов уцелело лишь семь процентов, - рассказал один из авторов проекта реконструкции, доцент кафедры квантовой электроники и оптико-электронных приборов Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета "ЛЭТИ" Вадим Парфенов. - Это фрагменты головы, часть руки. Но их нельзя было даже состыковать, не говоря уже о реставрации.

На помощь ученым пришло компьютерное моделирование и мастерство скульптора. Сначала по той самой открытке удалось атрибутировать скульптуру и установить, что в историческом музее города Бристоля хранится мраморный "оригинал" петергофской "Евы" - работа Эдварда Бейли. В середине XIX века в знаменитой берлинской мастерской Moritz Geiss с нее была сделана копия. Конечно, проще всего было бы сканировать английскую скульптуру, уточнив место сохранившихся фрагментов на компьютерной модели. Однако это было затруднительно по причинам экономического характера: проект реконструкции "Евы" держался лишь на энтузиазме его авторов. Поэтому к делу подключили британских музейщиков и профессионального скульптора: они сделали около сотни качественных фотографий, по которым Павел Игнатьев воссоздал пластилиновую модель.

Вся работа заняла почти семь лет: сначала в 2011 году ученые провели лазерное 3D-сканирование сохранившихся фрагментов, в 2012 году Игнатьев сделал уменьшенную пластилиновую, а затем гипсовую модель, и ее тоже отсканировали.

- Мы смогли использовать ее в качестве "скелета", а затем отмасштабировали и создали полную компьютерную копию, - продолжает Парфенов.

В 2014 году на 3D-принтере напечатали сначала уменьшенную "Еву", а затем воссоздали и памятник полностью. Предполагается, что возрожденная "Ева" вернется в Сергиевку, к своему источнику.

Между тем

Инновационная методика работы, связанная с 3D-моделированием, применяется на крейсере "Адмирал Нахимов", который проходит модернизацию на северодвинском "Севмаше". Как сообщает пресс-служба предприятия, в 2017 году на корабле приступят к монтажу систем и трубопроводов. Сейчас же корабелы заняты установкой корпусного насыщения, ведется подготовка к электромонтажным работам. Планируется также, что на корабле в этом году начнется поставка крупногабаритного оборудования. "Объединение многочисленного оснащения корабля в одном пространстве в реальных условиях и проверка их взаимного расположения в модели помогает делать работу более эффективной", - отметили на предприятии.

Кроме того, по мнению ответственного сдатчика крейсера Владимира Павлова, использование 3D-моделирования позволит избежать ошибок при проектировании, снизит продолжительность и трудоемкость работ. К примеру, главный конструктор "Севмаша" Юрий Спиридонов рассказал, что в документации одного из заказов корабельного комплекса было обнаружено более 170 ошибок.

- Только электронная 3D-модель позволяет учесть особенности сборки кинематики и взаимодействия элементов, какой бы подробный чертеж ни был сделан, - подчеркивает он.

Подготовила Анна Чистякова, Северодвинск