Умер создатель АПЛ "Ясень" Владимир Пялов

Встретить со стапеля новую АПЛ "Казань" этим летом он уже не придет. Участник создания, конструктор, а на пике профессиональной карьеры - генеральный конструктор многоцелевых подводных лодок Владимир Николаевич Пялов скончался после тяжелой болезни в Петербурге.

Во вторник, 28 февраля, с ним простятся соратники и друзья из конструкторского бюро "Малахит", где он работал много десятилетий, коллеги из других проектных организаций, оборонных верфей и предприятий-смежников. А еще, конечно, военные моряки, что несли и несут службe на подводных охотниках и многоцелевых АПЛ нового поколения, включая головной корабль проекта 885 "Ясень".

Были ситуации, когда проект продвигался вперед только энергией и личным энтузиазмом Владимира Пялова

На этом проекте, по общему признанию коллег, с особой силой раскрылся талант Владимира Николаевича Пялова как главного, а затем генерального конструктора. Задуманная им многоцелевая АПЛ четвертого поколения резко отличалась от своих предшественников - и новой архитектурой самого корабля, и новым составом вооружения. А разработка технического проекта, создание специальных систем вооружения и комплектующего оборудования, да и все строительство пришлись на самое тяжёлое для нашей страны и промышленности время. Были ситуации, когда проект продвигался вперед только энергией и личным энтузиазмом самого Пялова.

И какой же была его и его соратников радость, когда головной "Ясень" был спущен на воду, приступил к испытаниям, а затем - уже под именем собственным "Северодвинск" - вступил в боевой состав Северного флота.

"Реализация этого проекта, - отмечают эксперты, связанные с военным судостроением, - стала не только инженерным прорывом, но и организаторским подвигом, который можно было совершить только под руководством такого пассионария, каким был и останется в нашей памяти Владимир Николаевич Пялов".

Теперь, задним числом, даже оппоненты Пялова (а были и такие) признают: проект 885 "Ясень" стал локомотивом для всего отечественного атомного подводного кораблестроения. Он позволил не только сохранить уникальные технологии, предприятия и специалистов, но и обеспечить их дальнейшее развитие.

С подводным флотом и российскими верфями связана практически вся жизнь Владимира Пялова. В 1953 году, после окончания средней школы, он поступил на приборостроительный факультет Ленинградского кораблестроительного института. Спустя шесть лет молодым инженером пришёл на работу в СКБ-143. Его начальной специализацией были торпедные аппараты, затем перешёл в сектор перспективного проектирования. 

В тот период шло интенсивное освоение ядерной энергетики, велось строительство серийных субмарин проекта 627А, начинались работы по созданию атомных подлодок второго поколения. Владимир Пялов активно участвовал в формированию технического облика АПЛ проектов 671 и 705, которые уже тогда выходили, что называется, "на острие атаки".

Широкий кругозор и профессиональные знания Пялова в сочетании с его же трудолюбием и организаторскими способностями были замечены руководством бюро. Ему доверили ведение работ по новым проектам АПЛ, а уже в 1973 году назначили одним из руководителей аванпроекта глубоководной АПЛ. С командой единомышленников Владимир Пялов вел работы по теме "Антарктида", и уже тогда стремился применить в подводном флоте системы электродвижения на принципе сверхпроводимости.

В конце 70-х через его руки проходил и еще один уникальный проект - дизель-электрическая подводная лодка-лаборатория. В качестве заместителя главного конструктора он участвовал не только в разработке проекта, но в строительстве корабля на Ленинградском Адмиралтейском объединении.

С рубежа 2000-х и на протяжении последующих двенадцати лет Владимир Николаевич Пялов возглавлял СПМБМ "Малахит". Под его руководством коллектив бюро не только вышел из кризисного состояния 90-х, но и стал активно развиваться, находить новые заказы и новых партнеров.

А вслед за головной подлодкой проекта 885 "Ясень" на стапелях "Севмаша" планомерно, одна за другой, закладывались многоцелевые АПЛ по уже модернизированному проекту 885М "Ясень-М". Шестую завели на стапель в прошлом году, седьмую (она планировалась завершающей в серии) обещают заложить нынешним летом.

Согласно тем же планам, в 2017 году на "Севмаше" должны вывести из стапельного цеха и спустить на воду "АПЛ "Казань" - по времени закладки этот она стала второй среди "Ясеней". Вот только встретить ее и проводить в море Владимир Николаевич уже не придет…

Прощание с В.Н. Пяловым состоится 28 февраля 2017 года  в 12 часов в Никольском соборе Санкт-Петербурга. А похоронят его в тот же день на Южном кладбище.