В Китае объем мобильных платежных операций превысил 12 триллионов юаней

Эксперты полагают, что к концу 2018 года годовой прирост объемов мобильных платежей Китая составит как минимум 20%. По оценкам сайта CEBN.cn, 84,9% пользователей смартфонов используют свои гаджеты в качестве электронных кошельков, при этом 95% пользователей смартфонов платят с помощью двух платежных систем - Alipay и WeChat Pay.

Alipay с 450 млн учетных записей является крупнейшей мобильной платежной платформой в Китае с долей рынка около 68%. На долю WeChat Pay, принадлежащей компании Tencent Holdings, приходится 21%. Прочие китайские интернет-гиганты не желают сдаваться и постоянно предпринимают все новые и новые усилия для того, чтобы сократить разрыв и отхватить свой, пусть даже и небольшой, кусочек гигантского и перспективного пирога мобильных платежей.

Эксперты полагают, что в 2017 году на рынке платежей обострится конкуренция сразу по нескольким направлениям - в сфере интернет-банкинга, мобильных платежей, служб заказа такси, различных информационных сервисов и O2O-услуг.

Основатель второго по объему китайского интернет-ретейлера JD.com Лю Цяндун в последнее время многократно и открыто озвучивал амбиции компании, делая акцент на активизации деятельности в сфере мобильных платежных операций. "Оглядываясь на прошлые десять лет, я признаю, что моя самая большая ошибка - это то, что после получения первой крупной выгоды я не вложил средства в развитие мобильных платежных операций", - признает Лю.

Почему интернет-гиганты проявляют повышенный интерес к мобильным платежам? Дело в том, что именно платежные системы выступают в качестве основы стремительного формирования клиентской базы. При этом базы лояльной и стабильной. Пользователи редко меняют инструменты платежей, к которым привыкли. Интернет-аналитик Ян Сэнь считает: "Платежи - это фундамент интернет-финансов. Как только производится платеж, у тебя появляется новый аккаунт. Для Интернета важен посетитель, клиент, а для интернет-финансов самое важное - это сам аккаунт. Аккаунт - через него проводятся транзакции, - пополняет электронный счет и т.д. Вне зависимости от предпочтений клиента платежная система оперирует его финансами, которые идут на покупки и оплату услуг. Каждая компания, которая хочет развивать интернет-финансы, в первую очередь, прилагает усилия для максимально широкого распространения своей системы мобильных платежей и для привлечения как можно большего количества пользователей".

Эксперты отмечают, что за последние 2-3 года интернет-ретейлер JD.com совершил стремительный рывок в этой сфере. В 2014 году компания запустила систему JD Pay, которая позволяет совершать и принимать платежи с помощью одного единственного sms-подтверждения. Моментальные платежи с помощью мобильного телефона привели к росту пользователей.

В сентябре 2016 года JD.com представила услугу по предоставлению так называемой долговой расписки, которая де-факто является беспроцентным займом, действующим в рамках системы мобильных платежей. Если абонент начинает использовать этот финансовый инструмент, он получает значительные скидки и субсидии. Однако пользователь обязан использовать всю сумму за строго определенный период и, конечно же, вернуть займ в полном объеме.

Кроме того, JD.com, налаживая тесное сотрудничество с разными банками и системой China UnionPay, стала активно использовать технологии NFC (коммуникация ближнего поля или ближняя бесконтактная связь). Это технология беспроводной высокочастотной связи малого радиуса действия, которая дает возможность обмена данными между различными устройствами для совершения бесконтактных транзакций. С помощью NFC JD.com хочет отвоевать большую долю на рынке офлайновых потребительских платежей. 4 января 2017 года дочерняя компания JD.com - Jingdong Finance подписала соглашение о сотрудничестве с национальной платежной системой China UnionPay. По соглашению, Chinabank payments, принадлежащая компании Jingdong Finance, теперь может проводить процессинг онлайновых и офлайновых платежей, совершенных с помощью банковских карт China UnionPay, эмитированных любым банком.

Напомним, что в 2015 году China UnionPay также запустила систему "Облачная экспресс-оплата", нацеленную на офлайновые платежи на небольшие суммы. Однако она не смогла конкурировать с оплатой посредством сканирования штрих-кода - системы оплаты, в рамках которой действуют и Alipay и WeChat Pay.

Говоря о подписании соглашения с Jingdong Finance, президент China UnionPay Ши Вэньчао назвал сотрудничество в сфере мобильных платежей не просто приоритетным, а ключевым направлением развития компании в будущем.

Эксперты уверены, что новый инструмент - "долговая расписка" (JD.com) + экспресс-оплата (China UnionPay) - поможет обострить и без того жесткую конкуренцию на рынке мобильных платежей. Конечно, партнерам будет трудно соперничать с Alipay и WeChat Pay, ведь пользовательские предпочтения меняются. Однако именно "долговая расписка" как новый финансовый инструмент наверняка найдет свою аудиторию.

Для привлечения новых пользователей в период празднования китайского Нового года партнеры задействовали все технические возможности и разнообразные маркетинговые инструменты, включая значительные скидки и субсидии. Все для того, чтобы пополнить свою клиентскую базу и привлечь пользователей воспользоваться новой платежной платформой.

Напомним, что первая половина минувшего 2016 года для JD.com была убыточной, однако начиная с 3-го квартала компания сократила расходы и увеличила прибыль. Чистый убыток JD.com в 3-м квартале 2016 года составил 807,9 млн юаней (около 118 млн долл.), а выручка в отчетном периоде увеличилась на 38% - до 60,7 млрд юаней (около 8,9 млрд долл.). Операционный убыток JD.com сократился до 416,2 млн юаней (около 61,2 млн долл.) - с 667,2 млн юаней (около 98 млн долл.) в 3-м квартале 2015 года. В 4-м квартале (итоговые цифры будут названы примерно в конце февраля этого года в годовом отчете компании) JD.com ожидает выручку на уровне 75-77,5 млрд юаней (около 11-11,4 млрд долл.).

В будущем интернет-ретейлер JD.com намерен вкладывать больше инвестиций в развитие мобильных платежей. Это, по мнению экспертов, негативно скажется на его текущих финансовых показателях, но позволит укрепить позиции на рынке интернет-торговли и электронных платежей, а в долгосрочной перспективе обернется значительным ростом доходов.

Эксперты отмечают, что для потребителей не важно, кто выйдет победителем в этой конкурентной гонке. Полноценная и жесткая рыночная конкуренция, несомненно, выгодна в первую очередь именно потребителям, поскольку интернет-гиганты в борьбе за клиента будут продолжать активно предлагать различные скидки, субсидии и льготы. Очевидно, что уже совсем скоро потребитель откажется от консервативных привычек потребления и начнет использовать параллельно множество платежных и финансовых инструментов, выбирая для каждого отдельного случая максимально выгодный вариант.

Кстати

В Китае существует традиция - дарить красные конверты своим родным и близким, например, на Новый год, с некоторой суммой денег, сопровождая их пожеланиями. Разработчики WeChat подхватили эту идею и внедрили в сервис "красные конверты". С добавлением этой функции в WeChat началось использование переводов в качестве общения. По предварительным данным, за шесть дней празднования Нового года по лунному календарю в 2017 году было отправлено около 100 млрд конвертов.