Помните, в советские времена на улицах стояли киоски с надписью "Справочное бюро", где можно было запросто узнать адрес родственника, знакомого и даже незнакомого человека? Также продавались справочники, где в алфавитном порядке публиковались телефоны всех жителей города.
Времена изменились, и условия получения такой конфиденциальной информации усложнились. Но ее востребованность осталась. После передачи функций Федеральной миграционной службы в компетенцию МВД наступила необходимость в уточнении порядка оказания этой весьма непростой госуслуги. И даже в ужесточении ее условий - придется более строго защищать персональные данные каждого человека.
Основная сложность заключается в конфиденциальности запрашиваемой информации - не каждый человек желает, чтобы его адрес узнал кто-то посторонний. Поэтому в проекте приказа министра внутренних дел, утверждающем регламент, помимо ссылок на десяток федеральных законов, постановлений правительства и внутренних приказов, отдельной строкой прописано требование: получить согласие человека, чей адрес хотят узнать. Нет такого согласия - нет адреса.
Более того, если раньше достаточно было сунуть в окошечко киоска записку с указанием имени и фамилии искомого человека, то сейчас в миграционной службе полиции, куда и надо обращаться с такими запросами, и самого просителя подвергнут всесторонней проверке. То есть полиция будет очень любопытствовать, кто и с какой целью интересуется чужим местом жительства. Придется предоставить свои личные документы или документы юридического лица, если запрос делает предприятие. И ответ поступит не сию минуту, а не позднее 30 дней с момента официального обращения, в том числе и по электронной почте на Единый портал. И не факт, что ответ будет положительным, могут и отказать, если сочтут мотивацию запроса неубедительной. Или что-то не так окажется с предоставленными документами.
Впрочем, сегодня уже никто не спрашивает, где живет "просто знакомый", с которым "давно не виделись". Как правило, за адресной справкой обращаются люди, которым необходимо уточнить и предоставить по месту требования данные на самих себя. Например, в налоговую инспекцию или кадровикам на службе. Кстати, нередко люди находят ошибки, сделанные чиновниками в своих документах, которые в буквальном смысле отравляют им жизнь.
Известны случаи, когда невнимательная сотрудница в паспортном столе меняла пенсионный возраст человеку, который в итоге "лишнее" десятилетие не получал пенсию и льготы. Случалось, что из-за ошибки в домашнем адресе пенсию приносили в соседний дом.
Бывает, что запрос делает фирма для проверки данных своих работников. В регламенте так и сказано, что заявителями могут быть физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели и юридические лица, кроме государственных органов, - они получат необходимую информацию вне рамок госуслуг.
Но если просьба о предоставлении информации об адресе будет признана законной, то получить ее можно без особых бюрократических сложностей. Собственно, для этого и разработан регламент: в нем четко, по пунктам прописан механизм подачи необходимых документов и получения искомых. По сути, регламент - антикоррупционный инструмент: здесь недвусмысленно прописано, что нужно требовать с заявителя, что - нельзя, к кому и когда обращаться и сроки исполнения услуги. И, разумеется, куда жаловаться.
Одно из важных требований регламента - обязательное представление сотрудника, к кому обратился или дозвонился заявитель, и обязательная подпись должностного лица, подписавшего ответ, не важно, положительный или отрицательный. Анонимное общение с гражданами исключено - каждый чиновник обязан отвечать за свои поступки.