Их командировка в Россию, которую можно назвать своего рода санкционированным шпионажем, предусмотрена международным Договором "Открытое небо". Районы инспекции заранее согласованы с Минобороны России. Хотя маршрут полета ограничен по расстоянию, хозяевам строго запрещено что-то скрывать от иностранных контролеров. Окажется на пути секретная ракетная часть - фиксируйте ее на пленку. Но не просите экипажи приземлиться возле гарнизона. Что называется, потрогать руками чужое оружие и технику никто не позволит.
В российском военном ведомстве корреспонденту "РГ" объяснили, что смысл воздушных инспекций сводится к предотвращению внезапных атак на сопредельные территории. Подписанный в Хельсинки 24 марта 1992 года договор разрешает инспекторам снимать передвижения войск и кораблей, а также любые объекты армейской и флотской инфраструктуры.
Для работы в нашем небе инспекторы используют американский самолет ОС-135Б - военную версию Боинга-707. Инспекционные борта не имеют вооружения, зато оборудованы фото- и видеоаппаратурой контроля. Главное требование к видеоматериалам - чтобы на них четко распознавались основные виды военной техники. Копию любой съемки может получить каждая страна - участница Договора.
По словам начальника национального Центра по уменьшению ядерной опасности РФ Сергея Рыжкова, международная инспекция на Дальнем Востоке продлится до 4 марта.