Выбор Донецка и Луганска, по мнению собеседников "РГ" на рынке, в контексте межправсоглашений не является полностью юридически чистым. Но официальный переход на рубли - вынужденное решение, так как других вариантов нет: введение собственной валюты сопряжено с большими трудностями.
Каким образом может быть закреплен переход с гривен на рубли? Во-первых, на каждой территории есть правило - чем можно расплачиваться в магазинах, оплачивать услуги, то есть в принципе вести взаиморасчеты. Должно быть формальное решение, что можно это делать через рубли, и оно есть - это постановление совета министров. Далее - обеспечение наличного оборота (инкассация, завоз, утилизация ветхих банкнот, подержание купюрного состава). Кто-то должен выполнять эти функции, но пока они ни за кем не закреплены.
Следующее - безналичные расчеты. В этом случае важно понимать, каков статус рублевых счетов банков на этой территории. Есть ли у них корреспондентские счета в Центробанке РФ? Ведь формально рубли существуют только в банковской системе России. Кто осуществляет надзор за институтами, ведущими обращение рублей? Непосредственно с Центробанком РФ имеет дело лицо, заключившее с ним соглашение (иностранное государство, российские и зарубежные банки-контрагенты). Ответ на вопрос, кто именно это будет в случае с донбасскими банками, зависит в том числе от их статуса в Донецке и Луганске, указывает профессор РАНХиГС, экс-зампред ЦБ РФ Константин Корищенко.
Чеканка монет и печать банкнот - прикладной вопрос, его решают разными способами. Но юридически Донбасс - территория Украины, поэтому заказывать ту же чеканку монет у другого государства без одобрения Нацбанка Украины нельзя. Например, в ситуации с Крымом было проще ввести там в обращение рубли, так как полуостров официально присоединился к России. Приднестровье, где в обращении своя валюта, уже прошло этап становления своей юридической конструкции. Вероятно, Донбассу это еще предстоит.