За последнее десятилетие система господдержки АПК значительно изменилась. Мелким фермерам, не особо разбирающимся в премудростях бухучета, эти изменения не всегда в радость.
- Наше дело пахать и сеять, а не бумажки собирать, - сетует глава крестьянско-фермерского хозяйства Роман Алейников. - Но, чтобы получить субсидии, надо несколько раз съездить в райцентр, привезти кучу документов. Раньше фермерские ассоциации в районах помогали, но сейчас они закрываются, поэтому все делаем сами. Да и с введением погектарной выплаты получать на руки растениеводы стали в три-четыре раза меньше, чем раньше.
Погектарное субсидирование (или так называемая несвязанная поддержка) появилось в России несколько лет назад. Если раньше аграриям давали "целевые деньги" (отдельно на пестициды, отдельно на удобрения и на льготные ГСМ), то теперь вместо них - единая выплата. Такая система поддержки, когда аграрии получают деньги, исходя из площади обрабатываемой пашни, давно и вполне успешно применяется в развитых странах. Но в России ее объем составляет несколько сотен рублей на гектар, притом что хозяйственники, которые вкладывают средства в покупку хороших семян, внесение удобрений, платят своим работникам белую зарплату и налоги, тратят на гектар от 22 до 27 тысяч рублей. Поэтому перед началом сева для них даже важнее своевременно получить кредит, чем субсидию.
В 2017 году погектарные субсидии не получат аграрии двух самых урожайных регионов ЮФО, Ростовскаой области и Краснодарского края.
В прошлом году отечественные аграрии собрали рекордный урожай зерновых и смогли неплохо заработать на фоне относительно высоких мировых цен на зерно и девальвации рубля. Поэтому нынешней весной (беспрецедентный в современной России случай) многие из них собираются проводить весенние полевые работы без привлечения кредитов.
К Крыму это пока не относится. Как говорят многие эксперты, под протекторатом Украины сельское хозяйство полуострова хронически недофинансировалось. Поэтому, чтобы выравнять условия ведения агробизнеса с материком, местным аграриям нужны и кредиты, и дополнительные инвестиции.
По предварительным данным, крымским аграриям дадут около трех миллиардов рублей в кредит под пять процентов годовых. Тем банкам, кто примет участие в госпрограмме кредитования, предоставят субсидию.
Пока главным препятствием остается ограниченная кредитная линия, открытая для республики. По состоянию на начало февраля лимит для Крыма составлял всего 23 миллиона рублей. Хотя сами аграрии подали первоначальную заявку на привлечение кредитов в размере 250 миллионов рублей, а затем увеличили ее до 600 миллионов.
В министерстве отмечают, что в этом году льготное кредитование останется фактически единственным инструментом господдержки для таких направлений аграрного сектора, как свиноводство, создание зернохранилищ и комбикормовых заводов. Этот сегмент рынка, по оценкам специалистов, перенасыщен, и государство, регулируя субсидирование, хочет направить усилия бизнеса в другое русло.
- Наша потребность в кредитах для аграрного сектора оценивается в 4,5 миллиарда рублей. Мы ведем диалог с Минсельхозом РФ об увеличении кредитного лимита для Крыма, - сообщил министр сельского хозяйства Крыма Андрей Рюмшин. - Всего же в этом году аграрный сектор может рассчитывать на государственное субсидирование АПК на 1,6 миллиарда рублей. Есть также договоренность главы республики Сергея Аксенова с вице-премьером РФ Дмитрием Козаком о том, что во втором полугодии мы сможем получить еще около 1,3 миллиарда рублей, не освоенных другими регионами. Основной акцент будет сделан на поддержку садоводства и виноградарства.
Немало вопросов у селян относительно эффективности поддержки. Яркий пример - агрострахование. Во многих регионах выделенные Федерацией на эти цели деньги просто не осваивают. А в других отраслях при этом - хроническое недофинансирование.
- Проблема страхования - это вопрос отдельно взятого хозяйствующего субъекта. Я сам производитель, и мне непонятно, какой объем нужно закладывать на страхование, - отмечает член комитета по аграрным вопросам волгоградской областной думы Александр Махин. Несмотря на то что регион расположен в зоне рискованного земледелия, местные аграрии не могут себе позволить платить 200 - 500 тысяч рублей, а то и пару миллионов за страховку.
Министр сельского хозяйства Ростовской области Константин Рачаловский считает, что не потраченные на страхование деньги нужно переводить тем, кто в них реально нуждается.
- В структуре федеральной поддержки уже третий год есть такое понятие, как общая субсидия. Это деньги, которые выделяют региону и которые можно перераспределить на разные направления, которые нуждаются в дополнительных инвестициях, - поясняет чиновник. - Ранее нам направляли много средств на страхование посевов, деньги не осваивались, так как наши аграрии не очень охотно пользуются этим видом помощи. Поэтому мы хотели бы перевести эти финансы на другие направления, в частности, на животноводство и поддержку фермеров.
В Национальном союзе агростраховщиков считают, что переход к единой субсидии повлечет за собой сворачивание господдержки агрострахования. Например, на Кубани в нынешнем году предусмотрено 1,5 миллиарда рублей, что на 793,9 миллиона меньше, чем годом ранее. И теперь власти региона просят дополнительно выделить 600 миллионов рублей либо исключить целевой показатель застрахованных площадей сельхозкультур.
Артем Федоров, аналитик Российского аграрного агентства:
- Система господдержки вызывает серьезную дискуссию. Одни говорят: производство зерна и некоторые другие направления сельскохозяйственного производства конкурентоспособны и самодостаточны, владельцы этого бизнеса зарабатывают хорошие деньги и без помощи государства. При этом, дескать, производство молока, говядины, тепличных овощей и целый ряд других отраслей все время недофинансированы, и господдержку нужно перераспределять тому, кому денег явно не хватает. Однако есть и противоположная точка зрения: помощь как раз нужно оказывать конкурентоспособным отраслям, иначе мы и на зерновом рынке потеряем свои позиции, и в итоге не сможем помочь ни тем, ни другим.