28.02.2017 19:20

Ученые смоделировали семь последствий падения астероида

Ученые из трех британских университетов смоделировали последствия падения на крупные города мира астероида диаметром 200 метров и плотностью 3,1 тонны на кубический метр. Это небесное тело, по расчетам, врезается в Землю под углом 45 градусов на скорости 20 километров в секунду.

В качестве пострадавших городов ученые выбрали Лондон и Берлин. Исследование опубликовано на сайте фонда передовых исследований Simons foundation.

Ученые из Саутхемптонского, Ланкастерского и Белфастского университетов исследовали семь категорий возможных катаклизмов, которые могут возникнуть после падения небесного тела. Это сильные ветры, повышение атмосферного давления, тепловое излучение, образование кратеров, землетрясения, образование в атмосфере одеяла из пыли и пепла, а также цунами.

Согласно расчетам, при падении астероида на крупные города погибнет больше половины населения. Так, в Лондоне с его 13,9 миллионами жителей могут скончаться более 8,7 миллиона человек. В Берлине, где живет около 6 миллионов, под угрозой смерти оказались бы 3,5 миллиона обитателей.

Примерно такая же судьба постигнет и жителей других мегаполисов.

Исследование британцев сложно назвать пустой страшилкой - астрономы уже не первый год предупреждают, что в ближайшие 35 лет с Землей могут сблизиться примерно 11 небесных тел размером от 7 метров до 1 километра. Как неоднократно говорил космонавт Алексей Леонов, активно привлекающий внимание к астероидной опасности, "чтобы защититься, необходимо объединить общие усилия: обратиться к последним научным и техническим достижениям, воспользоваться самыми мощными носителями или, с помощью заряда, разрушить небесное тело на несколько частей".

Кстати, только за последние сто с небольшим лет на Землю упали два крупных астероида. Первый - это Тунгусский метеорит в 1908 году, второй - Челябинский болид в 2013. И если бы болид шел не под столь острым углом к земной поверхности, то повреждения могли бы быть куда серьезнее, чем выбитые в нескольких тысячах зданий стекла, чьи осколки поранили около 1,5 тысячи человек.

В конце прошлого года ученые из Лос-Аламосской национальной лаборатории смоделировали падение астероида в океан, и пришли к выводу, что самым страшным последствием станет отнюдь не цунами, поскольку велика вероятность, что небесное тело расколется на множество небольших обломков. Наибольшую же опасность несет испарение большого количества воды в результате соприкосновения с раскаленным астероидом. Испарения могут достичь стратосферы и многократно усилить парниковый эффект, что приведет к катастрофическим изменениям климата.

На сайте международного астрономического союза (IAU) представлен список малых небесных тел, которые потенциально могут угрожать Земле с января 2017 по 2178 годы. Их там больше тысячи.

Впрочем, небесные тела - не единственная угроза, которую можно смоделировать. Геологическая служба США в 2014 году сделала прогноз последствий возможного извержения вулкана Йеллоустоун в штате Вайоминг. По их прогнозам, облако пепла накроет большую часть США, а также южную Канаду. Более того, извержение может спровоцировать активность разлома Сан-Андреас в Калифорнии.

Всего на планете ученые насчитывают порядка 20 супервулканов, чье извержение может привести к изменению климата. Два из них - на Камчатке.

В Японии в марте должна начаться экспедиция к разлому Нанкай, находящемуся в Тихом океане к востоку от острова Хонсю. Ученые намерены составить объемную карту морского дна, чтобы иметь возможность более точно предсказать землетрясения в этом районе. Разлом Нанкай - самый сейсмоопасный участок в районе японских островов. Согласно расчетам правительства страны, вероятность мощных толчков, которые могут унести жизни до 320 тысяч человек, составляет в ближайшие 30 лет 85 процентов.

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"