На последней церемонии вручения премии "Оскар" "Манчестер у моря" получил две статуэтки - за лучшую мужскую роль и за лучший оригинальный сценарий. Обе награды никаких вопросов не вызывают. Кейси Аффлек действительно выдает тут лучший артистический перформанс года в американском кино. А сценарий, который написал режиссер фильма Кеннет Лонерган, получился настолько тонким, филигранным и точно бьющим по эмоциям зрителя, что у последнего, кажется, нет ни единого шанса, чтобы сначала эта история не оставила его с разбитым сердцем, а затем не подарила бы надежду.
При этом главное достоинство что игры Аффлека, что сценария и режиссуры Лонергана - их сдержанность.
Некогда счастливо женатый персонаж Аффлека потерял семью по собственной роковой оплошности. Среди ночи он решил сходить в магазин за пивом, перед этим затопил камин, но забыл поставить перед ним защитный экран. Спящую на первом этаже жену Рэнди (Мишель Уильямс) удалось спасти. Трое дочерей, находившихся в комнатах наверху, погибли. Несложно представить, какую слезовыжимательную и манипулятивную историю можно снять на таком материале. Но Лонерган (а вслед за ним и Аффлек) ни разу за весь фильм умудряются не переступить ту линию, за которой страшная трагедия превращается в эмоциональный шантаж зрителя.
Главными инструментами Лонергана тут становятся смысловые рифмы и контрастные детали, на которых он акцентирует внимание. Зритель еще не знает, что случилось в жизни сантехника Ли, но видит, что тот постоянно носит с собой три фотографии. И лишь однажды режиссер мельком демонстрирует краешек одной из них, на которой запечатлена белокурая девочка. Мотор лодки, на которой Ли с братом когда-то ходил в море на рыбалку, давно дышит на ладан - также как и сердце неизлечимо больного Джо.
Приходилось слышать претензии, что, мол, "Манчестер у моря" - кино флегматичное и заторможенное. Но эта флегматичность, во-первых, легко объясняется тем, что этот фильм в буквальном смысле представляет собой портрет непреодолимого горя - и в то, что оно выглядит именно так, Лонергану веришь. Во-вторых, назвать действие вялым при всем желании не получится. Режиссер и тут использует контрасты - в этом смысле драматургия "Манчестера" похожа на кардиограмму измученного страданием сердца.
Не нужно, впрочем, думать, что "Манчестер у моря" - безысходное кино. Лонерган дает герою шанс научиться сосуществовать с собственными горем и виной - этот шанс дает ему символизирующий будущее подросток Патрик. И пусть остаться в Манчестере и стать опекуном у Ли так и не получится, но, быть может, он по возвращении в Бостон снимет двухкомнатную квартиру - чтобы Патрик когда-нибудь смог к нему приехать в гости.