01.03.2017 16:09
    Поделиться

    В Кремль впервые привезут реликвии из часовни Сент-Шапель

    Март в этом году щедр на выставочные премьеры. В Музеи Кремля впервые привезут реликвии из часовни Сент-Шапель. В Дарвиновском музее также впервые покажут шелкографии Энди Уорхола. В ГМИИ им. А.С.Пушкина пройдет выставка, посвященная послевоенному искусству. Государственный литературный музей готовит большую экспозицию о писателях и революции. А Еврейский музей представит продолжение проекта "До востребования. Коллекции русского авангарда из региональных музеев".

    Дух средневековой Франции

    3 марта в Одностолпную палату Патриаршего дворца привезут выставку "Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель". Главной темой будет французский правитель Людовик IX и его любовь к искусству, благодаря которой Франция в XIII веке стала обладателем бесценных шедевров.

    Людовик Святой считался идеальным государем, воплотившим средневековые представления о справедливом христианском короле: принимал простой люд с прошениями и активно боролся с коррупцией. Участник Крестовых походов, защитник Святой земли, строитель храмов и монастырей, он оказывал покровительство науке и искусству.

    Фрагменты витражей из Сент-Шапель, демонтированные в XIX веке и хранящиеся в Центре национальных памятников, станут центральными экспонатами на выставке в Москве. Эти великолепные образцы витражного искусства впервые покинут Францию и на время проведения выставки засияют под старинными сводами Патриаршего дворца. Одухотворенная живопись на стекле повествует о библейской истории человечества от Сотворения Мира до Воскресения Христа. Святая капелла была построена специально для хранения христианских святынь, вывезенных крестоносцами из Константинополя, в том числе частиц Креста Господня, камня Гроба Господня, копья сотника Лонгина.

    Из не менее редких экспонатов - реликварий Тернового венца, созданный в 1806 году и хранящийся сейчас в Соборе Парижской Богоматери. Терновый венец Спасителя был приобретен Людовиком Святым в 1239 году вместе с другими реликвиями Страстей Христовых. Кроме того, посетителей выставки ждут красочные миниатюры и украшенные орнаментами рукописные книги. Из Эрмитажа на выставку привезут знаменитые лиможские эмали.

    Есть ли искусство после войны?

    В Главном здании ГМИИ им. А.С. Пушкина 7 марта откроется выставка "Лицом к будущему. Искусство Европы 1945-1968". Это совместный проект музея, Центра изящных искусств Bozar в Брюсселе, Центра искусства и медиатехнологий ZKM в Карлсруэ и РОСИЗО. Послевоенное время - период больших надежд и больших разочарований, эпоха восстановления после страшной беды, обрушившейся на Европу. Художники в этот период живо откликались на новые вызовы уже мирного времени. Тем интереснее наблюдать за их исканиями как в Европе и США, так и в СССР.

    Несмотря на холодную войну, художники по обе стороны от занавеса были солидарны, их объединяли общие цели и задачи. Выставка призвана не только впервые объединить неоавангардное искусство стран Западной и Восточной Европы, но также привести доказательства в пользу того, что все новые формы искусства, появившееся после Второй мировой войны, зародились в Европе или, по крайней мере, развивались параллельно с Америкой: от медиаискусства (фотография, кино, телевидение, видеоарт) до концептуального искусства и акционизма.

    "Искусство Европы 1945-1968" подробно рассказывает о том, как драмы середины ХХ века восприняли пионеры современного искусства - как, например, дадаист Ханс Рихтер в его коллаже "Сталинград" или Отто Дикс в его "Автопортрете". "Геометрия страха" - это высказывание Герберта Рида, подразумевающее, в первую очередь, скульптуры Генри Мура и его последователей. Здесь и участник войны, художник Вадим Сидур с его кратким, но точным высказыванием; и экспрессивный Осип Цадкин. А за ними - абстрактно-исповедальные работы живописца Эмиля Шумахера, венские художники-акционисты, такие как Отто Мюль и другие, в живописи смешивающие пепел и кровь. Последствия войны по-своему показывали немецкие, чешские, словацкие, венгерские и польские художники - все они представлены на выставке.

    Интеллигенция и революция

    К 100-летию революции Государственный литературный музей с 16 марта покажет в Доме И.С. Остроухова выставку "Двенадцать. Русские писатели как зеркало революции 1917 года". Судьбы писателей и поэтов в страшное лихолетье - кто из них принял революцию, для кого она стала переломом, кто воспринял ее как личную трагедию.

    Владимир Маяковский и Александр Блок приняли и Февральскую, и Октябрьскую революции. Алексей Ремизов, Иван Бунин, Максим Горький и Алексей Толстой с восторгом встретили Февральскую революцию, затем разочаровались в ней, не приняли Октябрьский переворот и покинули Советскую Россию. Алексей Толстой и Максим Горький впоследствии вернулись из эмиграции. Иван Бунин так и остался непримиримым противником Советов, в отличие от Алексея Ремизова, который всерьез задумывался о возвращении на Родину.

    Исаак Бабель, принявший Октябрь, был репрессирован по обвинению в антисоветской деятельности и расстрелян в 1940-м году. Михаил Булгаков во время Гражданской войны был мобилизован как военный врач в армию Украинской Народной Республики, а затем служил в белых Вооруженных силах Юга России. Марина Цветаева последовала в эмиграцию за мужем, офицером Добровольческой армии, и посвятила Белому движению поэтический цикл "Лебединый стан" и поэму "Перекоп". Один из вождей декадентов поэт Валерий Брюсов стал членом Коммунистической партии. Член РСДРП с 1912 года Демьян Бедный стал самым популярным советским поэтом, его первым наградили орденом за литературный труд, но впоследствии подвергли критике и исключили из партии. Драматург, переводчик, литературный критик Анатолий Луначарский стал первым наркомом просвещения советского правительства.

    Несхожие дарования, противоположные взгляды - все это поможет посетителям взглянуть на революцию через призму русской литературы. Пространство экспозиции будет разделено на 12 частей-глав, каждая из которых посвящена одному автору.

    Зоопарк Уорхола

    Специально к Году экологии Государственный Дарвиновский музей представит 18 марта выставку шелкографий Энди Уорхола, впервые в Москве и впервые в музее. 10 портретов "Вымирающие виды" король поп-арта создал в 1983 году по просьбе друзей, защитников диких животных Рональда и Фрейды Фельдман.

    Серия включает портреты амурского тигра, африканского слона, орангутана, черного носорога, зебры Греви, гигантской панды, белоголового орлана, снежного барана, древесной лягушки из семейства квакш и бабочки. Уорхол выбирал наиболее вдохновляющие фотографии редких животных, а затем экспериментировал с цветом, накладывая его на бумагу через особые сетчатые трафареты, слой за слоем. Глубокие яркие цвета и их неожиданные сочетания, а также крупный формат сразу привлекал внимание зрителей к проблеме опасности, которая грозит этим животным. Кроме того в них виден узнаваемый стиль зрелого Уорхола, звезды поп-арта первой величины.

    Цикл стал одним из самых известных и дорогих в творчестве Энди Уорхола. Вероятно, из-за этого часть портретов серии была похищена злоумышленниками в 2015 году. К счастью, работы удалось вернуть.

    Погостить в столицу

    30 марта в Еврейском музее откроется продолжение выставки "До востребования. Коллекции русского авангарда из региональных музеев". Первую часть, которая хронологически охватывала период с середины 1900-х годов до 1918 года, москвичи увидели в апреле прошлого года. Хронология второй части выставки охватывает период с 1917 года до начала 1930-х годов.

    В это время продолжалась художественная эволюция тех стилей, которые возникли в 1910-е годы (сезаннизм, кубофутуризм, примитивизм) и, одновременно, формировались новые направления, такие как беспредметность и конструктивизм. На авангардную сцену вышло поколение молодых художников, которые учились во Вхутемасе у самых известных мастеров авангарда, главным образом у представителей "Бубнового валета". Теперь их воспитанники формировали лицо нового искусства.

    Для второй части выставки в Еврейском музее и центре толерантности из коллекций региональных музеев России было отобрано 100 произведений как известных художников-авангардистов - Василия Кандинского, Эля Лисицкого, Михаила Матюшина, Любови Поповой, Александра Родченко, Павла Филонова, так и малоизвестных авторов - Михаила Менькова, Якова Паина, Романа Семашкевича, Людмилы Шмит-Рыжовой, Валентина Юстицкого и других. 17 городов предоставили полотна для экспозиции - от Архангельска, Вятки, Костромы до Чебоксар и Ярославля.

    Гоголь и не только

    В Галерее "На Каширке" в день 165-летия со дня смерти Николая Гоголя 4 марта откроется выставка "Русская тройка и не только…". Выставка представит широкий спектр трактовок темы "тройки": птица-тройка как символ России и число три, троичность, триединство и троица в актуальном искусстве, религиях мира, философии, науке и в бытовом окружении.

    Развитие гоголевской "тройки" предстает в самых разных трактовках, объектах и материалах, от древних символов до актуального искусства, и в разных направлениях - от реализма до абстракционизма, представляя диапазон значений от профанного и низкого, бытового, до высокого, и духовного.

    В экспозицию включена печатная графика из Мемориального музея "Дом Гоголя", произведения известных актуальных художников России и других стран в самых разнообразных техниках: живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура, инсталляции, видеоарт, открытки (включая дореволюционные) с изображением тройки лошадей, авторская книга художника (бук-арт), мультфильмы и предметы быта, имеющие отношение к теме тройки, произведения и предметы из частных коллекций.

    Среди участников: художники AES+F, Сергей Бархин, Герман Виноградов, Владимир Наседкин, Владимир Немухин, Игорь Шелковский, Александр Юликов и другие.

    Поделиться