Большая часть этих земель (около 90 процентов) находится на балансе промпредприятий. Заставить их вкладываться в переработку отходов государство не может. Промышленники сегодня обязаны лишь ежегодно платить земельный налог на занимаемые отвалами и шламонакопителями участки и следить, чтобы вредные вещества не распространялись по округе, в противном случае им грозит штраф. Хотя, конечно, когда отходы лежат под открытым небом и на семи ветрах десятилетиями, подобные инциденты все же случаются. Самое громкое из таких ЧП произошло в конце 90-х годов на Качканарском ГОКе. На пруду, в котором скапливались жидкие отходы горно-обогатительного комбината, прорвало дамбу, и почти два миллиона кубометров грязной воды разлились по округе, затопив окрестные леса, коллективные сады и подмыв мост через речку Выю.
Как предотвратить саму вероятность возникновения подобных ситуаций, экологи и чиновники обсуждают не первый год. Пока пришли лишь к тому, что бюджет области за свой счет будет поддерживать безопасность бесхозных отвалов - на это уходит около 100 миллионов рублей в год. Промышленники же в этом вопросе предоставлены сами себе. Считается, что они должны быть заинтересованы в переработке отходов производства: некоторые старые техногенные образования по запасам ценных элементов соизмеримы с небольшими месторождениями, а современные технологии и сокращение запасов сырья делают их разработку экономически выгодной.
На деле оказывается, что переработка старых отвалов, по крайней мере, на сегодняшнем этапе - дело убыточное. Так, по словам Тимофея Колотовкина, менеджера проектов управления информационной политики и связей с общественностью Русской медной компании (РМК), производить продукт из первичных ресурсов в нынешних условиях экономически более целесообразно. Так что если предприятия и инвестируют в разработку отвалов, то не ради денег, а, скорее, ради улучшения имиджа.
Металлургические гиганты вынуждены освобождаться от советского наследия, особенно в самых неблагополучных с точки зрения экологии городах. Та же РМК активно занимается переработкой накопленных отходов в известном на всю страну Карабаше: в ближайшие годы там планируют рекультивировать около 20 гектаров территории, сегодня занятой отвалами и бесхозным хвостохранилищем. В Свердловской области подобных мест тоже хватает. В Ревде Среднеуральский медеплавильный завод перерабатывает примерно поровну вновь образованных и старолежалых шлаков - в общей сложности около миллиона тонн в год. ЕВРАЗ-НТМК к 2018 году планирует завершить переработку участка отвала с накопленными сталеплавильными шлаками, восстановив природный ландшафт северо-восточной части Нижнего Тагила.
Однако далеко не каждому заводу такие вложения в собственное доброе имя по карману, да и не все считают их необходимыми. Поэтому некоторые эксперты заявляют: участвовать в переработке залежавшихся отходов должно и государство, чтобы обеспечить конституционное право населения на благоприятную окружающую среду. В частности, об этом не первый год говорит и Галина Пахальчак, знакомая с экологической ситуацией в регионе не понаслышке: с 2001-го по 2009 год она была заместителем министра природных ресурсов Свердловской области.
- По сути, мы понуждаем нынешние коммерческие структуры ликвидировать ущерб, нанесенный окружающей среде совсем не ими, а их предшественниками-госпредприятиями. Я считаю, что государство должно включаться в решение этих проблем и уж если не вкладывать бюджетные деньги, то хотя бы давать промышленникам налоговые льготы, - рассуждает Галина Пахальчак. - Пока же существует только проект федеральной целевой программы ликвидации ранее накопленного экологического ущерба. В последний раз он серьезно обсуждался в 2013 году, мы вносили туда предложения от Свердловской области, но в итоге госпрограмма так и не была принята.
Лучшим способом решить проблему старых отвалов эксперт считает механизм концессионных соглашений, в соответствии с которыми бизнес проектирует и финансирует строительство сооружений по переработке отходов, извлекает из них полезные элементы, обеспечивает безопасное размещение оставшихся шлаков, очищает загрязненную территорию и в конце концов передает властям рекультивированный земельный участок.
Схема простая и понятная, сами промышленники ее поддерживают. Однако по весьма очевидным экономическим причинам вряд ли она может быть реализована в ближайшие несколько лет. Представители регионального министерства природных ресурсов даже не берутся комментировать эту тему. Пока в регионе принята лишь стратегия обращения с отходами производства до 2030 года, но этот документ задает лишь векторы для будущего движения и умалчивает о том, из каких источников планируется финансировать мероприятия.
Кстати
Позитивный опыт взаимодействия власти и бизнеса в сфере промышленной экологии в Свердловской области есть. В середине 90-х здесь была принята областная целевая программа переработки техногенных образований. Она предусматривала выделение предприятиям субсидий и льготных бюджетных кредитов на реализацию собственных экологических проектов. Начинание принесло плоды: объемы переработки промотходов за пять лет увеличились почти вдвое, на ряде предприятий были внедрены новые малоотходные технологии. Но с изменением федерального бюджетного и налогового законодательства в 2000 году программу пришлось свернуть.