01.03.2017 17:15

Российские ученые обнаружили у пихты противораковые свойства

Исследователи из Московского физико-технического института и Института молекулярной биологии имени В.А. Энгельгардта выяснили, как экстракт сибирской пихты влияет на стареющие и раковые клеточные линии на генном уровне.

Сегодня наука активно пытается найти новые методы борьбы с раком, используя те вещества, которые дарит природа. Причем, нередко такие вещества воздействуют на виды рака, не поддающиеся химиотерапии. Недавно сотрудники МФТИ обнаружили в укропе и петрушке молекулы, которые могут стать основой для эффективных средств от онкологических заболеваний. Ученые Института молекулярной биологии РАН в Москве, а также из МФТИ, предложили расширить список таких веществ, включив в них пихту.

Как сообщает пресс-служба МФТИ, исследования терпеноидов были начаты в фармацевтической компании, изготовляющей экстракт пихты для борьбы с инфекциями и воспалениями. Сотрудников компании заинтересовал вопрос, не обладает ли экстракт пихты и другими свойствами, например, геропротекторными и противораковыми.

Ученые проверили эффект воздействия терпеноидов на клеточные линии поджелудочной железы и толстой кишки. Специально подготовленные культуры онкоклеток, извлеченных из опухолей поджелудочной железы и толстой кишки и культуры престарелых клеток кожи, были обработаны экстрактом пихты.

В качестве модели старения использовалась особая технология, когда клетки, образовав сплошной слой и достигнув высокой плотности, пересаживаются в новую питательную среду. Между пересадками клетки успевают поделиться. Чем больше таких пересадок, тем старше клетка.

Ученые сравнивали изменение генной активности в пассажах клеток под воздействием препарата и без. Оказалось, что терпеноиды вызвали двукратное увеличение уровня экспрессии генов, связанных как с увеличением продолжительности жизни, так и с подавлением опухолей. Кроме того, выяснилось, что наибольший эффект терпеноиды оказывают на уровень экспрессии более "возрастных" клеток.

Таким образом, ученым удалось доказать потенциальные геропротекторные и противораковые свойства терпеноидов сибирской пихты, что в дальнейшем, возможно, приведёт к расширению области применения этого вещества.

Терпеноиды - основной компонент бальзамов, смол и эфирных масел. Эти вещества присутствуют в хвойных растениях и защищают их от вредителей и болезней, а также от многих неблагоприятных факторов окружающей среды.