Проект постановления правительства об экспортных субсидиях на логистику минпромторг опубликовал для общественного обсуждения. Объем расходов указан в пояснительной записке. На всю программу по поддержке экспорта приоритетных отраслей промышленности (включая авиастроение) в 2017 году будет выделено почти 16,2 миллиарда рублей.
Государство начало финансировать логистику экспортеров в прошлом году, когда на эти цели (а также на омологацию и сертификацию) было выделено 3,3 миллиарда рублей для автопрома и 1,5 миллиарда для производителей сельхозтехники, но эти суммы были израсходованы не полностью из-за позднего принятия постановлений и технических сложностей.
Как рассказали "РГ" в Российском экспортном центре (РЭЦ, оператор субсидий), в 2016 году предприятия получили деньги на доставку до границ более чем 23 тысяч единиц техники. Федеральный бюджет оплатил им от 60 до 90 процентов фактически понесенных транспортных расходов.
С этого года перечень продукции, на которую можно получить экспортную субсидию, значительно расширен, кратно увеличены расходы на эти цели. В отличие от прежнего порядка, когда производители могли получить субсидии только раз в год, теперь планируется выдавать их ежеквартально.
"Судя по предварительным индикативам от производителей, можно предположить многократное увеличение объема техники, поддержанной субсидией", - сказал собеседник "РГ" в РЭЦ. Благодаря субсидиям экспортные поставки автомобилей в 2017 году возрастут в два раза, рассказал в интервью "РГ" на Российском инвестиционном форуме в Сочи генеральный директор РЭЦ Петр Фрадков.
По данным Федеральной таможенной службы, в 2016 году было экспортировано 68 тысяч легковых и 14,3 тысячи грузовых автомобилей, а также около тысячи комбайнов и 200 тракторов для сельского и лесного хозяйства.
Машиностроению придется осваивать экспортные рынки, чтобы выжить. Так, с 2013 года продажи автомобилей в России упали в два раза, мощности автопрома загружены менее чем наполовину, при этом рассчитывать на докризисное восстановление внутреннего спроса в обозримой перспективе не приходится, отмечает начальник Управления отраслей экономики Аналитического центра при правительстве РФ Григорий Микрюков.