02.03.2017 20:46
    Поделиться

    К юбилею Родиона Щедрина в Мариинке поставили оперу "Не только любовь"

    К юбилею Родиона Щедрина в Мариинском театре поставили его оперу "Не только любовь"
    Родион Щедрин отметит в этом году свое 85-летие. К юбилею композитора Мариинский театр готовит исполнение большой программы щедринских произведений. Одной из самых значительных в этом ряду стала первая постановка в Мариинском театре ранней оперы Родиона Щедрина "Не только любовь". Режиссер спектакля - Александр Кузин, музыкальный руководитель - Валерий Гергиев.

    Собирание на Мариинской сцене опер "живого классика" ХХ и уже XXI века Родиона Щедрина началось с "Очарованного странника", поставленного Алексеем Степанюком в 2008 году в Концертном зале. Затем попавший под обаяние космоса щедринской оперной музыки Валерий Гергиев вернул также в репертуар театра "Мертвые души", в 2013 году Щедрин написал для Мариинского театра "Левшу", а в 2015 году - "Рождественскую сказку". Для полного собрания из семи опер Щедрина в Мариинском театре не хватает только "Лолиты" по роману Владимира Набокова и "Боярыни Морозовой" по мотивам "Жития протопопа Аввакума" - хоровой оперы, исполняемой, но до сих пор не поставленной. Оперу же с опереточным названием "Не только любовь" ждали с интересом, чтобы услышать "Щедрина советского периода". В руках Валерия Гергиева эта частушечная опера из колхозных времен предстала не только не утратившей первозданной дерзости, но и, отлежавшись за годы, убрала в осадок все суетно-политическое, выведя на поверхность бесценное антропологическое знание о homo soveticus - русском человеке второй половины ХХ века. Этим уникальным знанием, впрочем, полнятся все без исключения оперы Щедрина, образующие некий цикл с родственными связями и мотивами.

    В руках Валерия Гергиева эта опера вывела на поверхность бесценное знание о русском человеке второй половины ХХ века

    В опере "Не только любовь" по законам жанра все остаются живы, но ее музыкальная драматургия в самом начале построена так, будто вот-вот произойдет трагедия. Кажется, что лавина чувств неразделенной любви главной героини Варвары Васильевны, председателя советского колхоза, положившей личное счастье на алтарь социалистического труда, прорвется и уничтожит все живое вокруг. Новым режиссерским именем в оперном наследии Щедрина стал Александр Кузин, профессор Ярославского театрального института. Его строгая, лапидарная и очень внятная режиссура с первых сцен подкупала своей мощной внутренней наполненностью и многомерностью, незаметно управлявшими прихотливыми механизмами партитуры, вышитой из задиристых синкопических частушечных ритмов. Для неоперного режиссера его дебютная работа продемонстрировала удивительную чуткость к музыке, которой было дано широкое поле для дыхания и высказывания, но вместе с тем она держалась под жестким контролем. "Перестроения" колхозной массовки происходили так плавно и стройно, как в классическом балете, отлившись на финальном "постфактуме" в трогательную "общую фотографию" с интонацией "вот так и живем". Свою лепту внес балетмейстер Гали Абайдулов. Художник-постановщик Александр Орлов представил пространство из трех берез от пола и лавок, по мере необходимости становившихся рукодельным тротуаром по непросыхающей жиже дорог. В центре композиции - утонувшая в грязи борона, которая, понятное дело, никуда больше не поедет и пользы не принесет. Очевидна была и тщательная работа с солистами, которые, как известно, учитывая, что в опере немало драматической актерской речи, Меццо-сопрано Екатерина Сергеева выдала в партии Варвары образ, вобравший в себя и оперных ревнивиц от Амнерис до Любаши, и даже раскольницы Сусанны из "Хованщины" Мусоргского. Бледной тенью Микаэлы, невесты Хозе из "Кармен", Щедрин сделал Наташу, что очень точно удалось передать сопрано Наталье Павловой. Опыт работы в театре музыкальной комедии очень пригодился Александру Трофимову в амплуа галантерейного щеголя-сердцееда, вернувшегося из города в деревню тенора-любовника, пустоцвета, чуть не толкнувшего Варвару на путь греха в стране, где "секса не было". А хоровой куплет "Ой, мы частушек много знаем, знаем тыщи полторы, Ой, мы их сами сочиняем, сами композиторы" прозвучал ерничеством на тему нравоучений партийных боссов, какую следует писать музыку для народа.

    Поделиться