Его приговорили к 4 годам колонии общего режима и штрафу в 400 000 рублей. Ранее по этому делу точно такое же наказание получил заместитель главного конструктора завода Анатолий Фатеев.
Следует отметить, что уголовные дела в отношении генерального директора "СМЗ" и заместителя главного конструктора были возбуждены региональным СК России по оперативным материалам ФСБ и МВД.
Корреспонденту "РГ" удалось выяснить, почему, казалось бы, обычным делом о мошенничестве, пусть и в крупном размере, занимался центральный аппарат ФСБ. Дело в том, что из-за хищения бюджетных денег была фактически провалена стратегически важная государственная программа станкостроения в России.
Постановлением правительства России от 01.07.2011 года N 531 была утверждена подпрограмма "Развитие отечественного станкостроения и инструментальной промышленности" на 2011-2016 годы федеральной целевой программы "Национальная технологическая база" на 2007-2011 годы.
Предусматривалось, что к концу 2016 года будет разработано и подготовлено серийное производство конкурентоспособных импортозамещающих станкостроительных комплексов, необходимых для технологического перевооружения российских стратегических машиностроительных компаний.
Также к этому времени должны были быть организованы высокоэффективные производственные участки и цеха по выпуску разработанных станков для машиностроения в ведущих отечественных организациях станкоинструментальной промышленности.
Согласно приказу минпромторга базовой организацией по подпрограмме был определен "Московский государственный технический университет "СТАНКИН". На финансирование первого этапа, в который входили научно-исследовательские и конструкторские работы, из федерального бюджета было выделено 5,6 млрд рублей. По их результатам планировалось организовать серийное производство 26 высокотехнологичных новых образцов станков, 12 кузнечно-прессовальных машин, 6 единиц прочего технологического оборудования, внедрить более 30 единиц измерительного оборудования комплектующих изделий, разработать около 60 программных систем и проектов модернизации станков.
Как рассказал корреспонденту "РГ" президент ассоциации станкостроителей России - последний министр станкостроительной и инструментальной промышленности СССР Николай Паничев, если к началу 90-х страна делала 70 тысяч станков и 24 тысячи сложных обрабатывающих центров, то в прошлом году сделали всего 4 тысячи.
- Мы были на втором месте по производству и на третьем по потреблению в мире, причем 94 процента оборудования были отечественными, сейчас же в лучшем случае половина осталась, - говорит бывший министр.
В итоге наша страна со второго места в мире в 1990 году к 2013 году переместилась на 21-е место с объемом производства продукции 200 млн долларов, значительно уступая КНР (27,5 млрд долларов), Японии (16,2 млрд долларов), ФРГ (13,6 млрд долларов). Причем сейчас основная масса отечественных станков и инструментов не относится к категории высокотехнологичных.
По словам Паничева, после деградации отрасли в девяностых, когда была утрачена большая часть производственного и кадрового потенциала отечественного станкостроения, руководство государства было вынуждено в ручном режиме организовывать работу по возрождению отрасли. По его мнению, новая госпрограмма как раз и была направлена на воссоздание научной, конструкторской и производственной базы. Рассчитывали, что на этой базе удастся освоить выпуск станков для скоростной обработки алюминиевых деталей самолетов и вертолетов, обработку титановых сплавов, изготовление лопаток турбодвигателей, станков для композитов и других.
Однако, несмотря на все усилия, ситуацию переломить не удалось. На первом этапе исполнения программытак и не было организовано серийное производство высокотехнологичных станков. Второй же этап программы не выполнили вообще.
Уже после срыва первого этапа на всех уровнях начался поиск причин неудачи. Оперативники ФСБ, констатировав низкий уровень менеджеров программы, вышли и на другую причину - коррупционные схемы, благодаря которым часть бюджетных денег просто "распилили".
В частности, следователи из Тверской области, расследовавшие уголовное дело, возбужденное по материалам ФСБ, столкнулись с фактами хищения бюджетных средств.
Эти деньги были выделены минпромторгом в рамках госконтрактов "Савеловскому машиностроительному заводу".
Именно на базе этого предприятия в 2010-2011 годах должны были создать сложный современный обрабатывающий центр.
Однако, как сообщили в СК, гендиректор Сергей Чижиков и заместитель главного конструктора Анатолий Фатеев вместо того, чтобы обеспечить рывок в станкостроении, подделали отчет, подготовили подложные документы о контрактах на 127 миллионов рублей.
Деньги эти, как считают следователи, они обналичили и присвоили. А работы выполнены не были.
Чижиков и Фатеев признали свою вину и заключили досудебные соглашения о сотрудничестве со следствием. Приговор Чижикову был вынесен позже Фатеева из-за плохого состояния здоровья бывшего гендиректора. Который во время одного из заседаний даже потерял сознание.
Кстати, Фатеев уже успел обжаловать приговор. В своей жалобе он просил суд о переквалификации дела, настаивая на том, что совершил лишь мошенничество в сфере предпринимательской деятельности. Однако апелляционная инстанция оставила жалобу конструктора без удовлетворения.
По данным "РГ", сейчас продолжается расследование по другим фигурантам и эпизодам этого громкого дела.