Как в Самаре власти решили проблемы погорельцев

В редакцию "РГ" с просьбой о помощи обратились жильцы двухэтажного дома на улице Бакинской, 21 в Куйбышевском районе Самары. После вспыхнувшего в ноябре прошлого года пожара люди остались на улице.

- Вместе с соседями обращались в администрацию Куйбышевского района. Из кабинета юриста, который нас "проконсультировал", вышли с четким пониманием того, что мы теперь бомжи - всего 22 человека, из которых шестеро детей и трое инвалидов. Нам было сказано: "Сколько ни ходите, ни пишите, ни требуйте - ничего не получите. Средств на это нет", - рассказывает одна из погорельцев Ольга Скопинцева.

Сейчас Ольга вместе с 30-летним сыном, инвалидом с детства, живет в квартире своей матери. Кстати, в том же доме, где ее семье и соседке Лилии Батуриной с двумя детьми власти предложили квартиру в качестве временного жилья. Меж тем это здание еще в августе 2002 года межведомственная комиссия признала аварийным, а тогдашний мэр Виктор Тархов подписал соответствующее постановление. Дом до сих пор не только не расселен, более того, власти считают допустимым подселение погорельцев в этот так называемый маневренный фонд.

Хлипкая входная дверь квартиры вообще не закрывается, загаженная сантехника не работает, плита "отрублена" от газа, кое-где в окнах нет стекол, не говоря о полной антисанитарии в помещении. По всей видимости, нередко оно является временным убежищем бомжей. Да что и говорить - это временное жилье выглядит хуже ныне сгоревшего дома на Бакинской, 21. В то же самое время пострадавшей от пожара в этом доме Людмиле Ершовой власти также предложили поселиться в аварийном доме по адресу: ул. Фрунзе, 56, который был признан таковым в 2010 году. Люди в такой ситуации закономерно отказываются подписать согласие на расселение, поэтому пока так и живут кто у родственников, кто в арендованном жилье.

- После пожара я попала в реанимацию, с работы тут же попросили уволиться - частной фирме не нужны сотрудники, которые лежат на больничной койке, - сквозь слезы рассказывает Лилия Батурина. - Дочь сейчас учится в колледже и живет у знакомых. Сын только вернулся из армии. Пока квартиру снимаем. Но наши средства на пределе. На выданные властями 60 тысяч рублей на семью мы купили вещи первой необходимости и одежду взамен сгоревшей.

Власти в свою очередь считают, что в текущей ситуации сделали все, что были должны. "Варианты жилых помещений маневренного фонда были предложены всем обратившимся гражданам незамедлительно исходя из наличия в муниципальной собственности жилых помещений специализированного жилого фонда", - отмахиваются в департаменте управления имуществом администрации Самары. Выделили по закону положенные шесть квадратных метров на человека. Только почему-то никто не учел, что маневренное жилье находится в аварийном состоянии, что подтверждается официальными документами. При этом на то, чтобы привести его в надлежащий вид, как водится, нет денег. "Бюджетом Самары денежные средства на проведение работ по капитальному ремонту муниципального жилищного фонда на 2016 год не были предусмотрены. Мероприятия по проведению ремонтно-восстановительных работ в свободных жилых помещениях будут организованы в случае выделения денежных средств в 2017 году", - сообщили "РГ" в департаменте управления имуществом мэрии Самары.

В общую очередь на получение жилья погорельцы попадут только после того, как их дом признают аварийным и подлежащим сносу. В 2016 году для обследования дома в бюджете не нашлось денег. В лучшем случае, если казне хватит средств, здание включат в список планируемых к обследованию в 2017 году. Впрочем, даже если дом признают аварийным, вряд ли квартирные проблемы погорельцев будут решены в скором времени. В очереди нуждающихся в жилье в настоящее время, по данным горадминистрации, стоят более 12850 человек. Предполагается, что квартиры им должны давать исходя из времени принятия на учет. При этом отдельной очереди пострадавших в результате пожара жилищным законодательством не предусмотрено.

Главный же вопрос, где сейчас жить людям (кстати, за все квартиры, в том числе муниципальные, жители платили исправно), если разваливающийся маневренный фонд для этого явно не подходит, остается открытым. Ситуацию с погорельцами на Бакинской, 21, взял на контроль прокурор Самарской области. К 3 марта он поручил своим подчиненным разобраться в ситуации.

Справка "РГ"

Как идет расселение из аварийного жилья в Самарской области:

По 108 домам отставание от графика более 3 месяцев (15.17 тыс. кв. м) 

По 239 домам отставание от графика до 3 месяцев (70.89 тыс. кв. м) 

По 106 домам расселение идет по графику (9.44 тыс. кв. м) 

По 25 домам необходимо уточнить данные 

По 89 домам граждан не переселяют в связи с непредвиденными обстоятельствами (судебный спор, принятие наследства, неизвестность местопребывания и другие обстоятельства, связанные с личностью гражданина) (24.09 тыс. кв. м).

Цифра

60 тысяч рублей положено семье погорельцев в Самаре.