Но так случилось, что в декабре 2015 года на Соборе русских Башкортостана на него обрушился с критикой старший научный сотрудник Научно-производственного центра по охране памятников при Минкультуры РБ Павел Егоров - ученый, который знает историю всех церквей Уфимской губернии. Как объяснил потом Павел Егоров, его критика предназначалась вовсе не Юрию Ларкину, который стал главой сельсовета всего недавно, а его предшественнику, который отличился полным равнодушием к судьбе Никольской церкви, включенной в перечень объектов культурного наследия.
- Было ощущение, что это я церковь разрушил, - вспоминает Юрий Ларкин. - Меня задело за живое, и решил я ее восстановить. Меня поддержал и народ на сельском сходе.
К тому времени церковь представляла собой руины. Как она выглядела, можно было определить по единственной фотографии, сделанной в начале 50-х годов прошлого века, которая чудом сохранилась у жительницы Шестаево Любови Валентиновны Кирьяновой. Кстати, Любовь Валентиновна, ее подруга Валентина Алексеевна Пархоменко и Илья Андреев - главные помощники Юрия Ларкина.
Сохранилось немало воспоминаний о церкви, которая красотой и благолепием славилась на всю округу. Вокруг стоял кованый забор, росли тополя. По словам старожила Михаила Метлицкого, действовала церковь до 1932 года. Затем ее разгромили, а священника арестовали.
При разгроме особенно отличились комсомольцы. Они сбили кресты, рубили иконы, которые сожгли в двух "буржуйках", установленных прямо в церкви, вместе с книгами, а наиболее ценное имущество и утварь растащили. Плащаницу с позолотой забрала себе комсомольская активистка и укрывалась ею вместо одеяла. Но, как вспоминают люди, всех причастных к этим безобразиям потом постигла страшная участь.
В здании церкви последовательно размещались клуб, контора колхоза, зернохранилище, изба-читальня, медпункт. Колокола сбросили в 1953-м. В 1990 году здание передали епархии. В 1993-95 годах там еще проводились службы, затем все прекратилось. Крыша обвалилась, полы прогнили, штукатурка осыпалась вместе с росписью.
Где взять деньги на восстановление? Бросили клич в соцсетях и - о чудо! - тут же отозвался меценат из Златоуста Александр Сонич. Он обеспечивает строительство пиломатериалами. Помогают и местные благотворители.
Часть работ выполнила бригада местных рабочих под руководством Александра Воронцова. На субботниках им помогали жители Шестаево и окрестных деревень. Немного стесняясь, они наперебой рассказывают о чудесах, которые уже проявляются - не зря же назван храм в честь Николая Чудотворца. О том, как стихла буря во время освящения креста, о таинственных белых огнях, которые вспыхивают ночью внутри церкви.
Процесс восстановления церкви в самом разгаре. На подходе новая партия материала из Златоуста. Заказали колокола. Инициативная группа ищет рабочих, которые продолжат работу. И хотя проблем хватает, Юрий Ларкин уверен: храму - быть.
- У местного священника из города Давлеканово (а у нас ближайшая церковь только там) возник вопрос: станут ли люди посещать обновленный храм, наберется ли паства? У меня никаких сомнений на этот счет нет. Церковь в Шестаево - одна на несколько деревень нашего сельсовета, и верующие есть. В день службы будем привозить их на автобусе, проблем никаких, - пообещал он.
Гульназ Данилова,
"Российская газета", Уфа