Новости

02.03.2017 15:44
Рубрика: Культура
Проект: В регионах

Мариинский театр показал первую оперу Родиона Щедрина

Текст: Ольга Штраус (Санкт-Петербург)
Премьера оперы Родиона Щедрина "Не только любовь" - приношение Мариинского театра композитору, которому нынче исполнится 85 лет. Надо отметить, что с театром автора связывает многолетняя дружба: здесь поставлены три из пяти его балетов, почти все оперы, специально к открытию Мариинки-2 Щедрин написал своего "Левшу"… Вот и театр решил в этот год порадовать петербургскую публику сочинениями друга. Февраль завершился большим концертом, целиком состоящим из симфонических произведений Родиона Щедрина. В конце марта покажут оперу "Боярыня Морозова".

А "Не только любовь" - первая опера Родиона Щедрина, написанная в 1961 году и посвященная жене - Майе Плисецкой. В основу либретто Василия Катаняна положены рассказы Сергея Антонова о жизни послевоенной деревни.  Казалось бы, такая "правильная", очень советская тема, должна была сделать молодого автора любимцем властей. Однако сценическая судьба оперы незавидна. После нескольких показов в Большом театре ее запретили. Почему?

Сегодня это становится понятным: слишком уж подлинной, слишком настоящей, "взаправдашей" жизнью веет от этого произведения. Музыка оперы (да и почти весь текст) построен на частушечных напевах, протяжных народных песнях, деревенских плачах и причетах. При этом главным исполнителем музыки является хор (и здесь нельзя в очередной раз не восхититься мастерством воспитанников Академии молодых оперных певцов и их бессменным руководителем концертмейстером Ларисой Гергиевой, создавшим такое упоительное многоголосие). Оркестр под управлением Валерия Гергиева ведет свою партию чрезвычайно деликатно, создавая полное впечатление, что он - лишь фон повседневной деревенской жизни, некое явление природы наподобие дождя, солнца или дышащей пашни… Музыкой, словно запахом молока, здесь пропитано все, но ее изощренная ненавязчивость только оттеняет суть характеров и драму, разыгрывающуюся на сцене.

Сюжет прост: мужики в деревне - на вес золота, всех перебила война, стоит ли удивляться, что председатель колхоза Варвара Васильевна (ее блестяще исполнила Екатерина Сергеева) влюбляется в заезжего хлыща Володю (Александр Трофимов). Но у него, "брюки дудочкой, кепка с пуговичкой", есть юная невеста (Наталья Павлова). Так что вся любовь "председательши" остается лишь страданием, глубоко похороненным в ее сердце. Сам Родион Щедрин называл свою оперу "деревенским "Евгением Онегиным". Замысел явился у него, когда композитор побывал с фольклорной экспедицией на Вологодчине. В мемуарах он вспоминает: "Омужичившиеся, почерневшие на ветрах и стужах женщины вершили матриархат. Из-под их мазутных, засаленных, задубелых от пота телогреек, разивших супефосфатом и комбикормом, каждоминутно грозил вырваться наружу и взорваться истерикой выплеск секса. Папаша Фрейд накатал бы здесь свою лучшую книгу!.. Хрипло, надсадно, отчаянно, тоскливо голосили они частушки".Часть этих частушек напрямую вошла в арии и хоровые партии: "Ухажеров у нас нет, мы заявим в сельсовет, В сельсовете разберут и по милому дадут!"

Однако удивительно, что постановщикам спектакля (режиссер Александр Кузин, художники Александр Орлов и Ирина Чередникова) удалось создать из этой плоти жизни отнюдь не грубо-натуралистическое, а пронзительно-нежное, акварельное зрелище. Вся декорация - три березы, уходящие в небо, брошенный прицеп к жатке, да грубые лавки вокруг. По ходу дела они становятся то забором, то скамеечками для деревенских посиделок. И костюмы персонажей столь же выразительны и условны: какие-то хмурые дождевики, под которыми не угадать пол героя. Но сбрось их - и поляна расцветает яркими косынками да ситцевыми юбчонками.

Конечно, этой акварельности очень способствует и стиль музыки, в котором отчетливо слышна звукопись 60-х, и манера исполнения. Сцены роковой кадрили, например, здесь звучат как-то по-особому вкрадчиво. Но за этой мягкой вкрадчивостью угадываются будущие бури.

Примечательно, что в реплики героев автор оперы вставил и цитаты из "идеологически верных" статей своего времени. "Сумбур вместо музыки!" - кричит, например, сельский паренек Володе, оценивая его пение. И эти пародийные цитаты тоже очень внятно показывают слушателю всю ту огромную разницу, которая отделяла глянец заидеологизированной "народной темы" от подлинно народного произведения Родиона Щедрина.  

Культура Театр Музыкальный театр Филиалы РГ Северо-Запад СЗФО Санкт-Петербург
Добавьте RG.RU 
в избранные источники