В них нужно было спасать от разрушения кровлю, луковицы куполов, окна, перестилать полы, красить стены, при этом максимально приближая облик к старине. Средства собирали всем миром:
- Помогли члены Поморского землячества в Москве - Владимир Енягин, Елена Урпина, - рассказал "РГ" глава Вельского района Виктор Шерягин. - Летом земляки приезжали в Пежму - на субботниках мы собирались все вместе.
Позвали и мастеров из соседнего Куваша: незадолго до этого они потеряли работу - в поселке "сократили пилораму". Многие начали снимать депрессию дедовским способом...
- Ребятишек этих мы пригласили подготовить тес для звонницы Богоявленской церкви, - растолковал "РГ" пежемский глава Владимир Трапезников. - А человеку много ли надо - струны в душе тронуть. Многие после храма пить и перестали: работу в Вельске нашли, даже семьями обзавелись. Так вот.
Одним словом, работали "артельно": привели в порядок Казанскую часовню в деревне Берег, взялись за деревянный "восьмерик" в Семеновской. У храма Зосимы и Савватия древняя история: "А построена де та часовня в прошлых в давных летех, а в которые годы и с какого случая построена, того де они крестьяне не помнят и ни от кого не слыхали", - отмечено в 1692 году в переписной книге часовень Важского уезда. Но легенда осталась: "Изначально церквушку планировали поставить в соседней деревне, но местные мужики оказались шебутнее и ночью перенесли заклад к себе". Место "шебутные" выбрали знатное - высокий парящий шатер словно поднимает часовенку над холмом.
Работы по сохранению храма в деревне Семеновской хотят закончить в этом году: пежмари - так задорно называют жителей села в Вельском районе - слово держат. По поводу влияния возрожденных храмов на "засуху и червобой" в Пежме статистику не вели. А вот сельский бизнес пошел в гору: туристов в деревне Берег прибавилось, о чем рассказала "РГ" глава ТОС "Возрождение" Нина Маковеева. А самое главное: времени "на депрессию" у мужиков не осталось...