Симферопольская кенаса является великолепным образцом популярного в конце XIX - начале XX столетия эклектического стиля. Здесь удивительным образом сочетаются традиции византийского, готического и восточного зодчества - из-за этого пройти мимо храма и не обратить на него внимание невозможно. Здесь стоит побывать, чтобы ощутить дух города, в котором с давних времен переплелись судьбы многих народов. И, наверное, неслучайно неподалеку располагаются мечеть Кебир-Джами, старейшее здание в Симферополе, и Петро-Павловский кафедральный собор.
Во дворе храмового комплекса нас встречает Дмитрий Полканов, глава караимской религиозной общины "Чолпан".
- После вхождения Крыма в правовое поле России вопрос передачи кенасы в собственность общины решился в течение четырех месяцев: 23 июля 2014 года в торжественной обстановке нам передали ключи от здания - это большая радость для всех крымских караимов. И мы не сидели сложа руки: успели отремонтировать коммуникации, пришедшие в негодность, подлатали кровлю. Привели в порядок и приспособили небольшое помещение для субботнего молебна, оборудовали класс для воскресной школы. Занятия в классе проводили два дня в неделю: по средам изучали культуру и традиции, а по субботам - караимский язык и литературу. На занятия приходили 15-25 детей с родителями.
Работа школы была приостановлена в ноябре 2016 года из-за старта первоочередных противоаварийных работ - помещение класса разобрали. А вот богослужение ведется и сегодня: для этого решением общины караимов избраны газзаны (священнослужители) Александр Бабаджан и Игорь Шайтан.
- Субботние богослужения в среднем регулярно посещают 14-17 человек, в теплое время года во дворике проводим национальные праздники, людей собирается на них больше - до 100 человек. Правда сказать, использующееся сегодня для богослужений помещение не соответствует религиозным нормам, - констатирует Полканов. - Ведь по караимской традиции мужчины и женщины молятся раздельно. А пока здание не реконструировано, такой возможности нет. Получается, что нормы нарушены, поэтому некоторые караимы воздерживаются от богослужений и ждут, когда мы все приведем в норму.
Реконструкция здания караимской кенасы проходит в рамках Федеральной целевой программы социально-экономического развития Крыма и Севастополя. На эти цели в федеральном бюджете предусмотрено более 115 миллионов рублей.
По информации Госкомитета по охране культурного наследия РК, реконструкцию здания планируют провести в два этапа. На первом - противоаварийные работы, проект которых уже прошел согласование в ГАУ РК "Госстройэкспертиза". Работы идут по графику, здание храма обросло строительными лесами.
- Запланирован ремонт кровли, которая сейчас протекает во многих местах, зачистка отслаивающейся штукатурки, разборка внутренних перегородок, - рассказала руководитель проекта Юлия Иванишкина.
По информации проектировщиков, сейчас разрабатываются эскизы, а в марте 2017 года отдадут на экспертизу документацию для ремонтно-реставрационных работ - это второй этап. В него входит реставрация фасада и внутренних помещений, воссоздание утерянных архитектурных элементов, восстановление кровли, замена инженерных коммуникаций, воссоздание внутреннего пространства храма.
- При подготовке проекта большую помощь нам оказали представители научного совета РНА караимов РК - Анна Полканова и Наталья Кропотова, - рассказала Юлия Иванишкина. - Они предоставили необходимые фотоматериалы и документы, консультировали при создании проектов внутреннего пространства храма и благоустройства дворика. Это позволит воссоздать культовое сооружение очень близко к первоначальному варианту, с учетом раздельного присутствия женщин и мужчин. К сожалению, документация и изображения внутреннего убранства кенасы не сохранились, поэтому при разработке проекта мы ориентировались на существующие кенасы в Киеве и Вильнюсе.
В дальнейшем караимская община Симферополя планирует воссоздать внутренний дворик и прочие сооружения всего комплекса кенасы.
- Вот здесь восстановим ритуальную беседку для праздника урожая, - делится планами Дмитрий Полканов. - Вот здесь поставим фонтан для омовения, а там распахнет свои двери кафе караимской кухни. На нашем национальном съезде в 2016 году была утверждена концепция создания на базе комплекса этнокультурного центра крымских караимов, включающего храм, музей, архив, библиотеку, воскресную школу, кафе национальной кухни. И когда центр заработает - многие караимы легализуются.
Сегодня в мире насчитывается всего около 2500 караимов, и 600 из них проживают в Крыму. В Симферополе - около 300. Так что создание этнокультурного караимского центра - по сути вопрос выживания исчезающего народа.
О самоидентификации крымских караимов
"Крымские караимы-тюрки (крымские караимы, караи) - коренной народ Крыма, объединенный общностью крови, языка и обычаев, осознающий собственную этническую индивидуальность, кровное родство с другими тюркскими этносами, самобытность культуры и религиозную самостоятельность, испытывающие особые чувства к Крыму, как исторической Родине, дружеское расположение к другим народам и конфессиям, уважающий их самоидентификацию.
Религия крымских караимов-тюрков - караимизм (караизм) - является самостоятельной монотеистической религией, основанной на Ветхом Завете. Как и христианство (включая православие), ислам и некоторые другие религии, отвергает Талмуд и потому, как христианство и ислам, не является ветвью иудаизма".
Из Решения Национального съезда крымских караимов-тюрков от 20.05.2016 г.
115 миллионов рублей выделено на реконструкцию кенасы в ФЦП развития Крыма.
Кенаса (кенасса, кенассы) - это не только молитвенный дом, но и духовный и культурный центр караимов. Традиционно караимская кенаса имеет ориентацию с севера на юг. Свое название берет от древнееврейского глагола "канос", что означает "собирать". Крымские караимы-тюрки, как правило, произносят кенаса с ударением на второй слог и склоняя, реже с ударением на последний слог и не склоняя.
Среди многочисленных историко-архитектурных достопримечательностей Симферополя караимская кенаса занимает особое место - она единственная в столице Крыма и одна из немногих на всем полуострове. Найти выдающийся памятник архитектуры очень легко: он находится на улице Караимской, получившей свое название как раз потому, что в 1891 году на ней жили в основном караимские семьи Симферополя. Именно тогда община караимов решила построить новый храм - старое культовое здание не вмещало всех прихожан.
В конце XIX века община караимов располагала достаточными средствами для возведения нового храма. Ей оставалось лишь получить разрешение от местных властей. Таврический губернатор одобрил проект строительства новой кенасы в 1890 году. В середине лета 1896 года большая трехнефная базилика была освящена и открыла свои двери для верующих.
По своему прямому назначению кенаса работала вплоть до 1930 года. Советская власть закрыла храм 5 марта 1930 года, после этого в здании размещались редакции, аппаратные и студии звукозаписи крымского радио. Дом радио располагался в храме до 2013 года.