Мастер постановочного репортажа Сергей Борисов прошел длинный творческий путь. В семидесятых он вступил в горком художников-графиков на Малой Грузинской, делал советскую рекламу, потом стал основным фотографом фирмы "Мелодия" и получал премию за премией года за обложки дисков с Пугачевой, Ротару, Антоновым и другими. С 84-го, вращаясь в музыкальной тусовке, снимал для газет и журналов, от Le Monde и Vogue до "Огонька", новых героев русского рока, в его "Студии 50А" устраивались выставки художников-нонконформистов и концерты еще не признанных групп. В 90-х начал выставляться в российских и зарубежных музеях, и сегодня его работы есть в Третьяковке, Kunsthaus, MIT-Museum и не только.
Выставка в RuArts посвящена девушкам - это следует и из ее названия, и на снимках мужчины встречаются лишь как фон или как объект воздействия (вот Валерий Солнцев, маленький актер театра Анатолия Васильева, нарезает круги вокруг танцующей модели, а на фото "Объяснение" девушка на самом краю крыши так и просто взялась за голову парня ногами). Эти черно-белые фото подчеркнуто антигламурны - в свое время художественное чутье подсказало Борисову не поддаться волне лака, захлестнувшей российские журналы и выставочные залы. Зато тут есть резкие тени, ракурсы на грани фола, в качестве фонов - голые стены с хулиганскими рисунками и без, виды Москвы, осыпающаяся кирпичная кладка, советские плакаты, трубы городской теплотрассы в снегу.
И на этих фонах - женщины 80-х, 90-х, 2000-х, стоящие, летящие, ласкающие собак, играющие на гитаре. Они всегда в движении, фотографом организованном, подсмотренном, спровоцированном, а то и просто пойманном в серии. И всегда "репортажны", всегда в сюжете - вроде нагой героини "Вдохновения", будто играющей на нарисованном пианино, на фоне которого она летит. Да, чаще всего героини Борисова обнажены, частично или полностью. Но на это у фотографа есть объяснение.
- Ну не в советском же ширпотребе им было сниматься, нашим суперкрасавицам! - восклицает он. - Вот я и придумывал им всякий боди-пейнтинг, драпировки, а то и без них обходился.
Борисов немного лукавит - восьмидесятыми, когда перед девушками и в самом деле стояла проблема гардероба, его работа в жанре "ню" не ограничилась. Но если 20 лет назад он брал натуру в некоем контексте, в антураже, то в сегодняшних работах у него больше крупных планов, он от души любуется внутренней и внешней красотой героинь, тщательно прорабатывая фактуру изображения. А на фотополотнах "Гендер", "На выставке" позволяя себе даже и улыбнуться этой красоте.
Сергей Борисов всегда жил, не следуя за модой, но создавая ее, подчиняясь лишь собственным художественным принципам.
И потому считает открытие выставки "Girls, Girls, Girls!" накануне 8 Марта простым совпадением.