В "Иллюзионе" покажут архивное кино

Вся программа 21-го фестиваля архивного кино "Белые Cтолбы", 6-12 марта в кинотеатре "Иллюзион".

Единственный в России фестиваль архивного кино расширяет свою географию за пределы подмосковных Белых Cтолбов и полностью дублирует программу в московском "Иллюзионе". В этом году помимо материалов из собственной коллекции Госфильмофонда России в ней представлены фильмы из киноархивов Франции, Америки, Литвы.

"2017-й - год столетия Октябрьской революции, и фестиваль не мог оставить без внимания этот юбилей, - комментировал гендиректор Госфильмофонда Николай Бородачев. - Но мы решили отказаться от канонического набора историко-революционных фильмов и вместо традиционной обоймы картин Эйзенштейна, Ромма, посвятили нашу программу теме мировых революций".

"Вообще-то для архивного дела нет ничего пагубнее революций, - считает худрук фестиваля Петр Багров. - Обязательно что-нибудь выбросят, спишут, смоют или просто потеряют... Фестиваль "Белые Столбы" приходится все-таки на канун 100-летия революции Февральской - революции совсем другой тональности. В том числе и поэтому ключевая рубрика посвящена не только октябрьским событиям, но и прочим революциям - французской, мексиканской и даже вымышленной революции, которую устраивают две стриптизерши в неведомом южном государстве..." (Как в черной комедии Луи Маля "Вива, Мария!" (1965), где в роли революционерок-стриптизерш снялись Брижит Бардо и Жанна Моро. - Прим. ред.)

Помимо "революционной", многие программы фестиваля действительно уникальны - реставрации, архивные находки, документальные картины выдающихся режиссеров игрового кино, студенческие работы 1930-1970-х годов ныне прославленных мастеров... А самая изысканная фестивальная рубрика "Как сделано искусство" в этом году объединяет кино с театром и представляет ленты с фрагментами великих спектаклей прошлых лет.

Что никак нельзя пропустить - два бесценных по содержанию театральных фильма: "Искусство актера" (1948) с анализом игры Михаила Тарханова и "Мастера сцены" (1946), посвященные корифеям МХАТа, пришедшим в театр еще в XIX веке. Создатели картины Сергей Владимирский и Владимир Юренев не ограничились трехминутными отрывками из спектаклей, а представили по целому акту из трех легендарных постановок. И до наших дней дошли "Вишневый сад" в концертном исполнении Раневской Ольгой Леонардовной Книппер-Чеховой, фрагменты из "Царя Федора Иоанновича" с Иваном Москвиным в заглавной роли и несколько сцен из "На дне", где Барона играет Василий Качалов. По мнению историков, при всем обилии сохранившихся киноработ Москвина и нескольких знаменитых выступлениях Качалова на экране, "Мастера сцены" - единственный фильм, дающий представление о масштабе драматического таланта этих артистов.