Сенаторы подготовили поправки в избирательное законодательство

Председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Андрей Клишас и член Комитета верхней палаты по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Анатолий Широков внесли в Госдуму законопроекты, направленные на совершенствование избирательного законодательства.

Поправки, разработанные сенаторами, предусматривают либерализацию подхода к назначению наблюдателей, отказ от открепительных удостоверений, разукрупнение избирательных участков и упрощение требований к сбору подписей в поддержку кандидата.

Согласно предлагаемым изменениям, исключается требование о заблаговременном направлении в соответствующую избирательную комиссию списка наблюдателей и об обязательном направлении наблюдателя только на один избирательный участок. Подход к назначению наблюдателей, таким образом, станет более либеральным. Их число значительно увеличится, что позволит обеспечить максимальную открытость и гласность работы избирательных комиссий. Чем больше наблюдателей, тем больше возможностей обеспечить контроль за голосованием, подсчетом голосов избирателей, считают сенаторы.

Наблюдатели вправе осуществлять наблюдение как непрерывно, так и в свободно выбираемые ими промежутки времени, им обеспечивается свободный доступ в помещения, где проводятся голосование и подсчет голосов избирателей.

Авторы также предлагают отказаться от открепительных удостоверений. Поправками дается возможность голосования по заявлению избирателя, поданному в устанавливаемом порядке. Это коснется тех граждан, которые в день голосования будут отсутствовать по месту регистрации. Они вправе не позднее трех дней до даты голосования по телефону или в виде электронного обращения подать заявку на голосование по месту нахождения в создаваемый ЦИК России Центр обработки обращений. В случае поступления от одного гражданина более одной заявки, все повторные отклоняются.

При этом за злоупотребление предоставляемыми правами, недобросовестные действия устанавливается административная ответственность. Так, за неоднократное голосование одного и того же избирателя, а также за организацию подобного голосования устанавливается штраф в 30 тысяч рублей. Также законопроектом увеличиваются размеры штрафа за выдачу избирательного бюллетеня, по которому кто-то смог проголосовать вместо избирателя или сам избиратель из списка проголосовал несколько раз. За подобные "вольности" грозит штраф до 30 тысяч рублей.  Наказывать сенаторы предлагают также того, кто выдал гражданину уже заполненный избирательный бюллетень, и того, кто такой незаконной "подсказкой"  воспользовался  для" своего" волеизявления.  Ответственность за неоднократное административное правонарушение подобного рода составит 50 тысяч рублей.

Предлагаемые изменения направлены и на разукрупнение избирательных участков, что обеспечит максимальное удобство для избирателей. Предусматривается исключение пятилетнего срока образования избирательных участков путем уменьшения максимальной численности избирателей на избирательном участке до 1,5 тысяч человек.

Решения об уточнении перечня избирательных участков, участков референдума и (или) их границ должны быть приняты вне периода избирательной кампании, а в исключительных случаях не позднее чем за 70 дней до дня голосования. Списки избирателей составляются территориальной избирательной комиссией не позднее чем за 11 дней до дня голосования.

Кроме того, в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда упрощаются требования к указанию сведений об адресе места жительства избирателя при поддержке выдвижения кандидата. Так, адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в законе реквизитов, в случае если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя. Данная мера, в частности, направлена на исправление ситуации, связанной с оформлением подписей в поддержку кандидатов, когда место жительства указывается по формальным основаниям. Например, когда не указывается муниципальный район, в котором расположен населенный пункт.

Документы направлены на обеспечение максимальной возможности применения веб-камер на избирательных участках и выведения изображения с них в Интернете и в Единый ситуационный центр. Предусматривается хранение соответствующих видеозаписей. Исключение составляют помещения для голосования, находящихся на избирательных участках, образованных в больницах и других медицинских организациях, в местах содержания под стражей, иных местах временного пребывания, воинских частях, на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, на полярных станциях, а также на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации.

В рамках очередной избирательной кампании планируется внедрение современных технологий - в частности, QR-кода.

При проведении выборов с применением комплекса для электронного голосования используется электронный бюллетень. Форма и текст электронного бюллетеня утверждаются ЦИК России не позднее чем за 20 дней до дня голосования и должны соответствовать требованиям.

На всех заседаниях избирательной комиссии, а также при подсчете голосов избирателей и осуществлении ею работы с документами вправе присутствовать представители СМИ. Закрепляются права представителей аккредитованных СМИ находиться в помещении для голосования в день голосования, в дни досрочного голосования, а также производить фото- и видеосъемку, предварительно уведомив об уполномоченных лиц участковой избирательной комиссии. Законопроектом предлагается урегулировать деятельность редакций сетевых изданий.

Комментируя документ, Андрей Клишас отметил плодотворную совместную работу с Центризбиркомом и выразил надежду на поддержку законопроектов в Госдуме. По его словам, основная задача вносимых изменений - повышение доверия общества к избирательным процедурам, в результате которых формируется государственная власть. "Доверие общества к выборам - основная задача, которую мы пытаемся решить. В целом, подход, который мы закладываем, - это доверие", - отметил он.