Вышел в свет каталог работ известного тульского художника

Александр Майоров. Пасьянс накануне семнадцатого. - Тула: Борус, 2016.

Не так просто определить жанр этого издания. Альбом? Каталог? Да, пожалуй. Это - каталог выставки прекрасного тульского художника, члена-корреспондента РАХ, профессора Тульского государственного университета Александра Майорова. Его картины находятся во многих частных коллекциях и музеях мира, он - участник многих российских и международных выставок и салонов. Это новая коллекция картин, в конце прошлого года показанная в Выставочном зале Тульского музея изобразительных искусств...

Но это и книга. Визуальная.

Все, кто писал об Александре Майорове, отмечали, что его творчество несет в себе мощную литературную основу. Но это не иллюстрации к литературным произведениям (в данном случае - к стихотворениям поэтов Серебряного века Блока, Ахматовой, Северянина, Агнивцева) и даже не рефлексия по поводу определенных стихов каких-то поэтов, слова и строчки из которых написаны на картинах. В моем понимании Майоров - художник-символист, а символизму чужда буквальность, чужда конкретика. Вот и этот новый цикл картин Майорова нужно не "расшифровывать" каждую в отдельности, но, скорее, искать в них общий "сюжет", сочиненный самим автором, предлагающим нам свое представление об эпохе "конца и начала".

Пасьянс накануне семнадцатого... Да, пожалуй, русская жизнь в это время как бы раскладывала карты... Как они сложатся... Гадание, но не на кофейной гуще, на самой жизни, которая представлялась таким увлекательным пазлом. Короли, арлекины, прекрасные дамы... Но и солдаты, медсестры... Единороги и детские лошадки... Пустые клетки, из которых улетели то ли соловьи, то ли чижики-пыжики... Свитки и трубки... Ананасы и граммофоны...

Принято считать, что революция 17-го все это "смела", как сметают карты со стола после проигрыша или неудачного пасьянса... Но нет, не "смела". Революция - это вихрь, после которого на плоскость жизни ложится все то же, только в другом порядке. И совсем необязательно, что в правильном.

"В 1916-м, - пишет Александр Майоров в предисловии к книге, - бабушке восемь лет, ее отец, мой прадед, воюет на германском фронте, награжден и не знает, что скоро его дом будет разграблен и загажен, жену и детей укроют родственники, а сам он снова окажется на фронте - в Добровольческой армии, что и потом будет круговерть: злосчастья уцелевшего, короткий НЭП, телячий вагон и бессрочная ссылка".

Тоже своего рода пасьянс.

Вот это, пожалуй, отличает картины Майорова от картин Серебряного века. Эстетика похожая, а впечатление - другое. Поэты, художники Серебряного века, разумеется, предчувствовали революцию и даже в своих произведениях акцентировали этот момент, но они не знали того, о чем догадался, может, только Александр Блок. "Ночь, улица, фонарь, аптека... Всё будет так. Исхода нет..."

Картины Майорова вызывают, конечно, грусть - это самое точное, что можно сказать о своем впечатлении от них. Печально смотреть на эти карточки. Но в этой печали много и светлого достоинства. Знаете, а все-таки хороша выправка у этих королей и валетов. И осанка у дам чудо как хороша! И еще у всех этих картин удивительное внутреннее освещение, теплое, мягкое, ласкающее взгляд.

Прошлое нужно не судить. Его нужно любить.