05.03.2017 20:21
    Поделиться

    Пензенский рынок теплоснабжения попал в "административную ловушку"

    Рынок тепловых услуг в Пензе попал в "административную ловушку"
    После массовых отключений тепла в трети Пензы начались повсеместные проверки компаний, ответственных за теплоснабжение. Попытаемся разобраться, как устроено производство и распределение тепла в городе с населением более 500 тыс. человек и почему местная система централизованного теплоснабжения оказалась настолько хрупкой.

    Обычно распутывать клубок хозяйствующих субъектов в ЖКХ крупных городов очень сложно. Разные компании владеют ТЭЦ - каждая в своем районе, по всей территории разбросаны то ведомственные, то частные мелкие котельные, а поставкой тепла гражданам занимаются теплосети разных форм собственности.

    Чтобы сделать сферу теплоснабжения клиентоориентированной, правительство предлагает изменить модель отношений на этом пока еще диком рынке. Ключевая идея реформы кризисной отрасли - создание в городах единой теплоснабжающей организации, ответственной за модернизацию всей тепловой инфраструктуры. Она заключает договоры с конечными потребителями тепла и отвечает за качество услуг под угрозой штрафных санкций.

    Ключевая идея реформы кризисной отрасли - создание в городах единой теплоснабжающей организации

    В Пензе на первый взгляд исторически сложилась вполне понятная схема теплоснабжения. Производителей тепла и собственников теплосетей здесь можно сосчитать на пальцах одной руки. На долю основного производителя тепла - пензенского филиала ПАО "Т Плюс" приходится 83% продаж теплоресурса, он же эксплуатирует магистральные теплосети. Тепло для нужд города производится на ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2, которые обеспечивают весь жилой фонд, а зимой дополнительную нагрузку берет на себя котельная "Арбеково".

    Еще в 2014 году "Т Плюс" получила статус единой теплоснабжающей организации на территории Пензы, что зафиксировано в схеме теплоснабжения города, утвержденной в минэнерго. Министерство подтвердило актуальность этого статуса в 2016 году. В результате генерирующая компания должна была получить единый на город конечный тариф на тепло, то есть обеспечивать контроль над расчетами всех потребителей за поставленный тепловой ресурс. Однако, по словам представителя компании, "Т Плюс" уже несколько лет добивается утверждения конечного тарифа на тепло как единая теплоснабжающая организация. Однако в Управлении по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области ей отказывают.

    Расчетами с потребителями по-прежнему занимается муниципальное предприятие МКП "Теплоснабжение г. Пенза", владеющее лишь квартальными тепловыми сетями и центральными тепловыми пунктами. Собирая практически всю тепловую "кассу" Пензы, перепродавец хронически не перечисляет средства "Т Плюс". По данным СМИ, текущий долг МКП "Теплоснабжение" перед генкомпанией достигает 1,3 млрд руб. и сопоставим со стоимостью тепла, поставленного "Т Плюс" в Пензе за полгода. Условные полгода тепло производилось даром, а энергетикам пришлось искать финансирование в головном холдинге, чтобы заплатить за газ и регулярные ремонты объектов. С 2013 года дебиторская задолженность "МКП Теплоснабжение" выросла более чем в полтора раза, увеличиваясь ежегодно более чем на 150 млн руб., поделились данными в "Т Плюс".

    Казалось бы, зачем намеренно усложнять схему отношений, когда на поверхности лежит идея передать расчеты основному производителю. Тем не менее после нескольких порывов на магистральных теплосетях в Пензе, случившихся после аварии на ТЭЦ-1, чиновники и надзорные органы сразу же заговорили об обязанностях тепловиков по замене обветшавших трубопроводов, но при этом никто не вспомнил про огромные неплатежи муниципального предприятия-перепродавца.

    Прокурорские проверки, административный ресурс губернатора и прочие устрашения энергетиков - вообще популярный в стране способ успокоить население, ведь работа коммунального сектора напрямую отражается на рейтингах избранников народа. Однако на самом деле именно региональные службы по тарифам, в том числе и в Пензе, утверждают все виды затрат для теплоснабжающих компаний, включая собственно вложения в ремонты и замену теплосетей. Ремонтируются теплосети ровно настолько, сколько предусмотрено программой мероприятий, учтенной в тарифах.

    Похоже, Пензу устраивает текущее состояние инфраструктуры, а низкие тарифы на тепло обеспечивают, в первую очередь, лояльность электората, а не обновление труб. Вопреки общей тенденции в стране на индексацию цен на коммунальные услуги в 2017 году тариф для пензенского филиала "Т Плюс" вообще не изменится. Зато у котельных, которые тоже работают в городе, но принадлежат другим собственникам, он уже в полтора раза выше, чем у основного поставщика тепла, и стабильно растет. Например, тариф на первую половину 2017 года у АО "Пензатеплоснабжение" на 41% выше, чем у "Т Плюс", у ОАО "Энергоснабжающее предприятие" - на 32%, у ОАО "Гипромаш" - на 27% выше, чем у ТЭЦ.

    Остается фактом - сегодня пензяки за тепло платят меньше, чем в большинстве соседних регионов за счет скромных тарифов местных ТЭЦ. По данным Росстата, в Воронеже, Саратове, Самаре и Тамбове средние цены на тепло для потребителей - физических лиц на треть выше тарифов "Т Плюс" в Пензе, в Брянске - на 66%. Пензенские тарифы "Т Плюс" на 24% ниже, чем в среднем по Приволжскому округу, и на 25% ниже средних по России.

    Складывается критическая ситуация - крупные теплоснабжающие организации оказываются в административной западне. Они обязаны содержать технологически сложную инфраструктуру, будучи зажатыми в строгие тарифные рамки и недополучая до половины платежей за тепло. И поведение чиновников предсказуемо - когда перепады давления мгновенно приводят к многочисленным порывам и отключениям тепла, они под угрозой собственного увольнения берут привычный обвинительный тон и стараются публично пригвоздить виновных к доске позора. Но такая психологическая прививка будет действовать недолго - до следующего ЧП. Реальные улучшения в сфере теплоснабжения возможны только при отказе от тотального регулирования и переходе власти к партнерским и долгосрочным отношениям с собственниками в отрасли.

    Будет ли у тепловых систем российских городов шанс перейти от архаичного к современному состоянию, теперь, похоже, напрямую зависит и от депутатов Госдумы, которым предстоит в ближайшие месяцы решить судьбу законопроекта о новой модели отношений в отрасли. Как показывает опыт Пензы, без системных изменений в отрасли коммунальные системы крупных городов могут уже не выдержать новых морозов.

    Поделиться