В Екатеринбургском музее ИЗО открылась выставка "Лакирное дело" - лет сто назад вполне обычное название для лаковой живописи.
Московский коллекционер Илья Сбруев привез около 200 предметов из своей коллекции: от табакерок до панно, от 18 века до 20-го. Лаковую живопись уральцы обычно представляют в виде знаменитых тагильских подносов. На выставке они могут расширить кругозор за счет Палеха, Федоскино, Холуя и Мстеры.
Лаковая живопись родом с Востока, где еще до нашей эры трудолюбивые китайские мастера расписывали коробочки и покрывали их лаком, приготовленным по особому, секретному рецепту. С 18 века изделия начали копировать европейские мастера. В России интерес к лакам пробудился в петровские времена, Петр I пригласил иноземных мастеров "лакирного дела" в Россию. В 19 веке производство лакированных предметов поставили на широкую ногу: фабрики выпускали товар на любой вкус и кошелек, моментально подхватывая веяния моды.
Начиналось все это с деревянных табакерок, на крышку которых наклеивали гравюры и покрывали лаком (такие первые образцы выставлены в музее). Затем для удешевления вместо дерева начали использовать папье-маше, покрывать коробочки ручной росписью. Копировали европейские образцы, писали милые, пользующиеся спросом сюжеты - детишек, крестьян в живописных костюмах. Такие крестьянские типы представлены на выставке в гендерно-выдержанных шашках, где дамы сражаются против кавалеров: на красных шашках - крестьянки различных губерний, на синих - крестьяне.
В 20 веке лаковая живопись с корректировкой сюжетов продолжала процветать, сохранив свою статусность (цена большой шкатулки с авторской росписью на заказ могла доходить до 150 рублей - почти полторы зарплаты молодого инженера). В выставленной коллекции есть, например, шкатулка с портретом тенора в сценическом образе и в кудрях: по надписи понятно, что на подарок обожаемому артисту скинулись пять поклонниц.
Интересно, что многие приемы так и не изменились за века, например, Палехская роспись сохранила черты иконописи и в советское время: если на панно с изображением Юрия Гагарина заменить ракету на дракона, то первого космонавта трудно отличить от Георгия Победоносца.
ЕМИИ выставил экспонаты и из своих фондов, скажем, чудесную палехскую Хозяйку Медной горы, написанную, видимо, кистью толщиной в один беличий волос.