Такой прогноз дают в своем ежемесячном энергобюллетене специалисты Аналитического центра при правительстве РФ (есть в распоряжении "Российской газеты"). По их оценкам, высокий потенциал сохраняется и на Арктическом шельфе, но проекты там связаны с большими экологическими и экономическими рисками (высокие издержки при нестабильных нефтяных котировках). Из-за этого сроки начала бурения там постоянно сдвигаются.
"В России морская добыча нефти практически не велась до начала 2000-х годов в силу ряда причин, прежде всего наличия крупных месторождений на суше и отсутствия необходимости и технологической возможности разрабатывать морские ресурсы, - говорится в энергобюллелене. - Ситуация изменилась вместе с привлечением иностранных компаний к реализации нефтегазовых проектов в России, прежде всего на условиях соглашений о разделе продукции, которые были подписаны в середине 1990-х годов. Наибольшее распространение подобное сотрудничество получило при реализации проектов освоения ресурсов шельфа острова Сахалин (проекты "Сахалин - 1" и "Сахалин - 2")". Они обеспечивают 75 процентов морской нефтедобычи в стране.
Позднее у ряда российских компаний появилась финансовая и технологическая возможность заняться нефтегазовыми проектами на море, используя собственные средства. В тот период и началось освоение недр Каспийского и Печорского морей.
"В настоящее время география морских нефтяных проектов в России охватывает все основные регионы (Дальний Восток, Балтика, южные моря, Печор- ское море), однако крупномасштабных проектов среди них нет", - пишут специалисты.
Операционные расходы при добыче нефти у российских нефтяников составляют около трех-пяти долларов за баррель. Но это средний показатель, и он сравнительно низкий главным образом за счет крупных месторождений на суше, характеризующихся минимальными расходами на баррель нефти при высоком дебите скважин, говорит замначальника Управления по ТЭК Аналитического центра Александр Амирагян. При морской добыче затраты выше, так как необходимо использовать более сложные схемы добычи и перевалки нефти с месторождения. Однако достоверных данных о средних операционных расходах на море нет.
"Морская добыча нефти в России осуществляется с использованием ледостойких стационарных платформ, которые устанавливаются над местом залегания нефти и газа на дне моря, - рассказывает Александр Амирагян. - Основной производственный компонент платформы - буровой комплекс, который обеспечивает бурение скважин. Нефть с глубины моря поднимается на поверхность с помощью подводных трубопроводов и закачивается в нефтехранилища. Далее сырье транспортируется по трубопроводам или небольшими танкерами в распределительные центры на суше или вывозится крупными танкерами в порты России или за рубеж".
В мире большое развитие получила добыча нефти из глубоководных (125-1500 метров) и сверхглубоководных (более 1500 метров) месторождений, подобных проектов в России пока нет. Разработка таких месторождений требует более сложных методов бурения и добычи, что в итоге сказывается на росте издержек. В этом плане все российские морские проекты мелководные, что позволяет экономить на затратах, заключает эксперт.
Официальные прогнозы в целом схожи с экспертными оценками: так, 2015 году минэнерго предсказывало рост морской добычи нефти в России до 50 миллионов тонн к 2035 году (прирост в три раза по отношению к 2014).
В период до 2025 года его должны обеспечить месторождения Дальнего Востока и Каспийского моря, а после ожидается опережающее развитие добычи на Арктическом шельфе в основном за счет двух проектов в Печорском море - Приразломного и Долгинского месторождений. Но если разработка первого идет по плану, то освоение второго приостановили еще в 2015 году, указывают эксперты Аналитического центра. Причина - новые геологические условия.
"Что касается возможности реализации новых проектов на шельфе Арктики, то в настоящее время они отсутствуют или находятся на стадии геологоразведки, что говорит о невозможности их ввода в строй в ближайшие как минимум десять лет", - заключается в энергобюллетене.