07.03.2017 08:29

Создана ДНК-машина для ранней диагностики и лечения рака

Ученые из Университета Альберты (Канада) создали молекулярную машину с двигателем из ДНК, предназначенную для ранней диагностики и лечения рака без побочных эффектов, сообщает портал EurekAlert.

Молекулярная машина состоит из нескольких отсеков, в которых находятся участвующие в жизнедеятельности ДНК ферменты и субстраты. Она снабжена двигателем и топливом и способна проникать в мельчайшие объекты. Сообщается, что машина была успешно испытана при диагностике рака молочной железы.

Взаимодействие ферментов ДНК с больными клетками вызывает флуоресценцию. Медики фиксируют ее при помощи приборов. По сути, наномашина подсвечивает раковые клетки. Это позволяет диагностировать заболевание на самой ранней стадии, когда оно еще не опасно. Кроме того, новую технологию планируют использовать для лечения при помощи "адресной" доставки лекарств.

Современные препараты против рака наряду с больными поражают и здоровые клетки. ДНК-машина способна "перевозить" лекарство по организму в неактивной форме. Оно активируется лишь после того, как наномашина проникнет в клетку и найдет необходимые для взаимодействия молекулы. Это поможет избежать побочных эффектов, характерных для других методик.

"Результаты испытаний открывают широкие перспективы для ранней диагностики онкологических заболеваний, - говорит профессор Крис Ле. - Машины помогут обнаруживать маркеры болезни в очень малых количествах и на такой стадии, когда рак еще не вышел из-под контроля. А двигатель из ДНК поможет доставить лекарство непосредственно в пораженную клетку, не затронув живые и здоровые участки".

Полный отчет об исследовании опубликован в журнале Nature Communications.