Восстановление системы освещения населенных пунктов - одна из актуальных задач для Крыма. Из более 92 тысяч уличных фонарей работает только половина. Причины, по которым не горят остальные, разные: от разрушившихся от времени столбов линий электропередачи до банального отсутствия ламп в светильниках. У республиканского предприятия "Крымэнерго" денег на обновление основных фондов нет. Начиная с 2015 года, оно работает в авральном режиме, латая дыры в изношенном оборудовании и сетях, выявляя несанкционированные подключения и пытаясь сбалансировать шаткую и сложную энергосистему Крыма. Если бы нашелся инвестор, готовый с помощью энергосервисного контракта помочь восстановить осветительное оборудование, Крым стал бы более светлым и комфортным.
- Очень важно выбрать правильный способ освещения наших улиц, домов и предприятий, - считает генеральный директор "Крымэнерго" Виктор Плакида. - Я считаю, что светодиоды не имеют альтернативы в этом вопросе. Это показала программа освещения Москвы и других крупных городов. Нам сейчас нужно правильно распределить финансовые ресурсы, чтобы постепенно наращивать энергопотенциал и снижать затраты. Для этого нужны современные технологии и новые партнеры. Пока у нас нет опыта реализации энергосервисных контрактов, хотя информацией о применении их в энергетике мы обменивались с коллегами из других российских регионов. Планируем применять их опыт.
- Энергосервисный контракт - это особая форма договора, предусматривающая снижение эксплуатационных затрат за счет повышения энергоэффективности и внедрения новых технологий, - объяснил директор департамента группы компаний "Вартон" Денис Искалиев.
Суть его в том, что инвестор устанавливает энергоэффективное оборудование в государственных и муниципальных предприятиях или организациях, благодаря чему их затраты на электроснабжение и отопление снижаются. Потребитель продолжает платить за поставку коммунальных услуг в прежнем объеме, а за счет разницы инвестор возвращает вложенные в установку оборудования средства. Когда проект окупается, инвестор уходит, передавая его на баланс потребителю. И вот тогда уже последний начинает экономить на оплате коммунальных услуг.
В зависимости от конструкции здания, года его постройки, ремонта и количества сотрудников, которые работают в помещении, снизить потребление электроэнергии можно от пяти до 60 процентов. Окупаемость проекта тоже может быть разная, например, затраты на установку светодиодных светильников в подъездах вернутся в течение трех лет, а на утепление фасадов и замену окон - только через 10 - 15 лет.
Несмотря на то что риск при реализации энергосервисных контрактов может быть и у заказчика, и у исполнителя, у последнего он получается выше. Например, если установлено некачественное оборудование, все гарантийные обязательства несет энергосервисная компания. Как и в случае, если освещение не соответствует нормативам, из-за чего экономия энергопотребления оказывается минимальной.
- В России реализация таких проектов началась после вступления в силу закона об энергосбережении в 2009 году, - продолжает Искалиев. - Были урегулированы отношения между заказчиком и исполнителем, которые позволяют без правового риска заключать контракт на энергосервис для любых групп потребителей. В начале 2016 года утвердили методику расчета и объема потребления энергоресурсов. После этого появилась возможность заключить энергосервисные контракты с бюджетными учреждениями и для модернизации уличного освещения.
Пока в Крыму заключен и реализован только один энергосервисный контракт в республиканской больнице имени Семашко. Отзыв врачей положительный: никогда раньше им не было так комфортно и светло работать.
Однако с тех пор прошло уже более двух лет, а ни одно из учреждений здравоохранения не последовало примеру первопроходца. По информации министерства топлива и энергетики РК, не подписано ни одного энергосервисного контракта и в других сферах деятельности республики. Хотя такие контракты - реальная возможность добиться экономии энергоресурсов, кстати, все еще дефицитных на полуострове, а вместе с тем сократить расходы на их оплату.
В Крыму сейчас динамично развиваются многие сферы экономики, что подтверждается растущим объемом электропотребления, так что потенциальных заказчиков энергосервисных контрактов хоть отбавляй. Но, к сожалению, пока только потенциальных.
- Мы ведем переговоры о заключении энергосервисных контрактов во всех учреждениях здравоохранения, образования и социальных объектах республики, - говорит Денис Искалиев. - Изучаем возможность реализации такого проекта в университете экономики и управления, а также в отделениях полиции.
Если инвестору с материка удастся договориться о заключении в Крыму хотя бы нескольких энергосервисных контрактов, это будет значительный прорыв.
- В России не так много инвестиционных компаний, готовых работать по энергосервисным контрактам в бюджетной сфере, - продолжает он. - К тому же инвестору не интересно работать, например, в одной школе, ему нужны более масштабные проекты. Мы активно работаем по энергосервисным контрактам в других регионах России, беря в работу все бюджетные учреждения области. Надеюсь, удастся начать работу и в Крыму.
Чтобы снизить стоимость оборудования и сократить расходы на транспортную логистику, инвестор планирует перенести в республику часть своих производственных мощностей.
- Сейчас этот вопрос обсуждается, - сообщил Денис Искалиев. - Думаю, он будет решен до подписания первого крупного контракта.
Возможно, желающих заключить энергосервисные контракты станет больше после того, как будет готова программа энергосбережения в Крыму и муниципальных образованиях. Эти документы покажут инвесторам, каких результатов собирается достичь тот или иной регион и какими способами это может произойти. Кроме того, предстоит разработать энергетические паспорта объектов. Однако в Крыму с подготовкой этих документов вышла заминка. Например, программы энергосбережения пока подготовили только шесть муниципалитетов, хотя разработка их прописана в уставе каждого муниципального образования.
Максим Мамонов, руководитель департамента проектной документации ЭО "Проммаштест":
- В нашей стране большая проблема в части экономии энергоресурсов. Потребление их в России в три - четыре раза больше, чем в странах Западной Европы, в 2,5 - 3 раза больше, чем в США и 1,5 раза - чем в Японии. Поэтому необходимо провести энергоаудит не только на производстве, но и во всех остальных компаниях. В прошлом году наша компания открыла представительство в Крыму и начала проводить энергоаудит в бюджетных учреждениях Раздольненского и Нижнегорского районов. Думаю, в этом году мы сможем дать ответ, какую экономию электроэнергии можно достичь в бюджетной сфере. Уже могу сказать, что в Крыму большое будущее ждет компании, которые реализуют проекты в сфере энергосбережения.
Сергей Теодоров, директор госпредприятия Центр энергосбережения и энергоэффективности:
- Основная цель закона об энергосбережении - инвентаризация энергетического хозяйства страны и экономия энергоресурсов. Программа энергосбережения Крыма, разработанная в прошлом году, предусматривает снижение энергопотребления на три процента в год. Чтобы добиться этого, нужен комплексный подход. Для этого мы соберем полную информацию о потреблении энергоресурсов в РК и на основе ее разработаем план сокращения потребления и эффективного использования ресурсов. Также планируем аккумулировать полную информацию о потенциальных проектах энергосбережения, от применения возобновляемых источников энергии до модернизации традиционных. Уже действует программа сбора информации во всех муниципалитетах. Затем мы обобщим и проанализируем полученную информацию, а далее будем предлагать ее потенциальным инвесторам, которые заинтересованы в подписании в Крыму энергосервисных контрактов. Надеюсь, это произойдет уже в ближайшие полгода.