В России в 2,5 раза сократилось число фирм-однодневок

В 2,5 раза в России сократилось число фирм-однодневок, которые используются для уклонения от уплаты налогов (с 1,8 миллиона в 2011 года до 700 тысяч в 2016 году). Эту и другие цифры озвучил на коллегии Федеральной налоговой службы глава ведомства Михаил Мишустин.

Сокращение объясняется масштабной чисткой Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ). В 2016 году 650 тысяч юридических лиц, имеющих признаки фиктивных компаний, исключены из Реестра, что в 3,5 раза больше чем в 2015 году.

Кроме того, рассказал Михаил Мишустин, с 1 февраля 2017 года стартовал эксперимент по маркировке лекарств. Результатов пока нет, зато цифрами проекта по маркировке товаров из натурального меха налоговики вполне довольны: ввод легальных меховых изделий в оборот вырос на 57 процентов.

В июле 2016 года принят закон о поэтапном переходе по всей стране на новую технологию применения ККТ. С 1 февраля 2017 года бизнес начал применять новые кассы. Первые итоги реформы: более 100 тысяч кассовых аппаратов работают по новым требованиями. В системе зафиксировано более 220 миллионов расчетов на более 110 миллиардов рублей, ежедневно в АСК ККТ регистрируется около 5 тысяч касс.

Одним из важных результатов работы ФНС стало усиление контроля за фиктивной миграцией компаний. За год межрегиональная миграция сократилась в 3,5 раза, а задолженность таких организаций на момент перерегистрации снизилась более чем в два раза к 2015 году.

Руководитель ФНС России сообщил, что с января 2017 года Налоговая служба приступила к администрированию иностранных интернет-компаний, и сегодня 67 компаний уже поставлены на учет в налоговый орган.

Опыт Федеральной налоговой службы (ФНС) по повышению эффективности контрольно-надзорной деятельности должен использоваться другими надзорными органами. Такое мнение высказал министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов, выступая на коллегии.

По его словам, одним из важнейших итогов работы ФНС в 2016 году стало увеличение поступлений в бюджеты (консолидированный бюджет РФ на 5%, а в федеральный бюджет - на 1%) без какого-либо увеличения налоговой нагрузки на бизнес в трудных экономических условиях.

Абызов назвал итоги работы ФНС беспрецедентными и сообщил, что с 2018 года перед 12 контрольно-надзорными службами, включая ФНС, стоит задача реализовывать приоритетную программу по реформированию всей системы госконтроля в стране.

"В налоговой службе уже есть наиболее передовые технологии: и административные, и информационные, и технологические. Важно, чтобы мы в работе других надзорных структур применяли этот опыт. По многим из параметров реформы ФНС идет с опережением в несколько лет",- сказал Абызов.

"В качестве объекта проверки мы все чаще рассматриваем не отдельно взятого налогоплательщика, а отрасль в целом. Такой подход позволяет повышать эффективность контроля при снижении административного давления на налогоплательщиков. Наша задача - возместить деньги в бюджет, а не проводить какие-то специальные мероприятия", - пояснил в ответ глава ФНС.

Инспекторы, по его словам, всегда открыто объясняют налогоплательщикам, какие критерии риска становятся основой для проверок, и готовы представить весь спектр инструментов налогового законодательства, чтобы исправить ситуацию.

Например, число выездных налоговых проверок в 2016 году снизилось на 15 процентов, в результате в бюджет взыскано 173 млрд рублей, или на 21 процент больше, чем в 2015 году. Кроме того, около 26 миллиардов  рублей поступило дополнительно в бюджет без проведения проверок, а в результате аналитики налоговых органов.