Какие импортные товары подешевели после укрепления рубля

Укрепление курса рубля с начала года не привело к массовому удешевлению импортных товаров. Производители и потребители скорее точечно воспользовались крепким рублем для решения своих задач. Однако сэкономить оказалось все-таки возможно.

Доллар, стоивший еще в начале декабря 65 рублей, опустился к концу февраля ниже 58 рублей, евро за тот же срок подешевел с 69 до 61 рубля. Потребители отреагировали на рост рублевого курса практически молниеносно. Онлайн-сервис Level.Travel уже в январе зафиксировал рост числа поисковых запросов на летний отдых в 3,5 раза.

Фактически россияне вернули отдых в число своих приоритетных расходов, рассказала "РГ" официальный представитель Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. Ситуация отличается от января прошлого года тем, что в лидеры наиболее востребованных направлений выбились Греция и Турция, оттеснив Россию с первого на третье место. Участники рынка пока не переоценивают наметившийся рост, отмечая его хрупкость, поскольку доходы россиян особо не увеличились. Люди просто используют момент, чтобы успеть оплатить поездку по низкому курсу, рассказывают они.

Автозапчасти, отдых за рубежом и смартфоны начали постепенно дешеветь, а одежду откат цен не ждет

Производители же автомобилей пока отреагировали на укрепление рубля довольно точечно. Несколько зарубежных компаний за последние два месяца объявили о снижении цен на запчасти и готовые автомобили, причем у ряда производителей подешевели авто прошлого года выпуска. По словам президента ассоциации "Российские автомобильные дилеры" Олега Мосеева, говорить о ценовых тенденциях на авторынке еще рано: производители ожидают дальнейших перспектив рублевого курса.

При этом укрепление рубля все же повлияло на рынок бытовой техники и электроники. Упала стоимость некоторых флагманских моделей смартфонов, подтверждают участники рынка. Как рассказал "РГ" представитель онлайн-сервиса "Яндекс.Маркет", с октября в цене потеряли девять из десяти самых популярных моделей смартфонов, эти колебания происходили в диапазоне 5-20 процентов. Снижение цен на самые популярные марки смартфонов подтверждает и представители профильных компаний. Другие востребованные товары (например, телевизоры и бытовая техника) дешевели в рамках дополнительных акций и распродаж, говорит он. По его словам, цена любой техники, помимо курсов валют, зависит еще от ряда факторов - цен на комплектующие, развития технологий, уровня пошлин, расходов на логистику и аренду.

"Важно учитывать, что техника закупалась несколько месяцев назад с учетом валютных факторов, которые действовали на тот момент. Например, с октября 2014 года по октябрь 2015 года доллар по отношению к рублю вырос примерно на 60 процентов, при этом средняя цена смартфона на российском рынке за тот же период выросла только на 20 процентов", - говорят участники рынка.

Не спешат снижать цены и производители зарубежной одежды. Как показывает практика, после повышения цен обратного отката не происходит, говорит гендиректор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс. "В этом сезоне большая часть ретейлеров тоже предпочла сохранить уровень цен прошлого года и более активно выделить позиции с "выгодными" ценами для привлечения своих покупателей", - рассказывает Лебсак-Клейманс. По ее словам, планируя закупки, ретейл устанавливает цены как минимум на полгода. Поэтому пересмотр цен редко случается больше двух раз в год, а незапланированные акции происходят разве что при неожиданном резком снижении спроса, констатирует она.

Практически все опрошенные "РГ" участники различных рынков сошлись на том, что текущее укрепление рубля нельзя назвать долгосрочным для серьезного и массового пересмотра цен (что отличается от мнения потребителей). Сейчас, по их словам, производители выжидают - будет ли рубль еще укрепляться или нет.