Новости

08.03.2017 15:23
Рубрика: В мире

За бренд отвечают

Согласно опроса ВЦИОМ, россияне с большим удовольствием покупают белорусские продукты питания
В конце прошлой недели Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) обнародовал данные социологического опроса, проведенного в феврале среди россиян. Согласно полученным данным, жители России чрезвычайно высоко отзываются о белорусских продуктах питания. Подавляющее большинство, а именно 79% опрошенных, назвали белорусские продукты качественными. Впрочем, 14% из числа участвовавших в опросе, качеством продуктов недовольны.
По данным "Минсквнешторгинвеста", в 2016 году в российских регионах прошло более 40 крупных ярмарок белорусских товаров и продовольствия. Из них - 12  в Санкт­Петербурге, 8 - в Москве. Фото: Роман Щербенков По данным "Минсквнешторгинвеста", в 2016 году в российских регионах прошло более 40 крупных ярмарок белорусских товаров и продовольствия. Из них - 12  в Санкт­Петербурге, 8 - в Москве. Фото: Роман Щербенков
По данным "Минсквнешторгинвеста", в 2016 году в российских регионах прошло более 40 крупных ярмарок белорусских товаров и продовольствия. Из них - 12 в Санкт­Петербурге, 8 - в Москве. Фото: Роман Щербенков

Около половины россиян заявили, что охотно покупают продукты, произведенные в Республике Беларусь. В списке предпочтений, предложенном на выбор респондентам, числилось восемь разных категорий съестного, среди которых молоко и молочные изделия, мясо, колбасы, сладкое, консервы, овощи, фрукты и т.д.

Выяснилось, что из этого списка чаще всего россияне приобретали молоко, сметану и кефир: так, в января этого года молочные продукты из Беларуси систематически покупали 28% опрошенных, а мясо и колбасы - 19%.

Правда, когда людей попросили оценить доступность продуктов, мнения разошлись примерно пополам: 40% назвали их дорогими, 39% - дешевыми.

Вот как данные опроса прокомментировал руководитель Департамента исследований ВЦИОМ Степан Львов:

- Белорусские продукты и товары народного потребления пользуются среди россиян репутацией качественных и относительно недорогих. И это неразрывно связано с брендом этой страны, который формировался в течение многих десятилетий.

По словам эксперта, не только в России, но и "в бывших советских республиках" представление о белорусах сложилось как об "ответственных, аккуратных и честных людях".

Степан Львов также подчеркнул, что "в значительной степени именно комплекс представлений о стране, в котором человеческие качества ее жителей занимают одно из главных мест, позволяет удерживать на высоком уровне доверие к тому, что произведено в Беларуси".

Правда, по мнению эксперта, "кредит доверия может быстро исчерпаться, если недобросовестные поставщики будут эксплуатировать ценный бренд и выгодную логистическую схему этой страны для обхода запретов". При этом он оговорился, что такими недобросовестными поставщиками "могут быть и не сами белорусы".

Подавляющее большинство опрошенных россиян, а именно 79 процентов, довольны белорусскими продуктами

Единственное, что не нравится россиянам, если судить по данным опроса, это попытки ввоза санкционных продуктов на территорию РФ из Беларуси под видом продукции местного производства. 79% опрошенных считают, что это нужно "жестко пресекать". Среди потребителей белорусской продукции эта доля чуть меньше - 76%.

Всероссийский опрос ВЦИОМ проводился 8-9 февраля 2017 года путем телефонного опроса. Всего в нем приняли участие 1200 россиян.

Специалисты Всероссийского центра изучения общественного мнения при этом утверждают, что данные взвешены на вероятность отбора и по социально-демографическим параметрам, а максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 3,5%.

По словам вице-премьера Беларуси Михаила Русого, в наступившем году республика планирует увеличить экспорт продовольствия в Россию на 8% по сравнению с 2016 годом.

По оценке Минсельхоза Беларуси, в общем объеме белорусского экспорта продовольствия Россия занимает первое место - 94,5%. С января по ноябрь 2016 года в российскую розничную сеть было поставлено продукции почти на два миллиарда долларов США. А на недавней Международной продовольственной выставке "Продэкспо-2017", проходившей в Москве, профессиональное жюри очень высоко оценило качество сметаны, ряженки и кефира белорусского холдинга "Бабушкина крынка" (Могилев). Фирма взяла сразу три золотые медали в номинации "Лучший вкус". Опыт модернизации и технического перевооружения холдинга специалисты признали достойным изучения и трансляции на территории всего Евразийского экономического союза.

А как в Беларуси

Хоть Беларусь и обеспечивает себя продовольствием на 85%, без импорта все же никак не обойтись. О популярности тех или иных российских продуктов вам расскажет любой товаровед продовольственной сети. Вывод такой: некоторые группы продовольственных товаров из России постоянно присутствуют на столе у каждой белорусской семьи.

Молоко, сыры, мясо и колбасы белорусы предпочитают собственного производства. Цены на них и качество - вне конкуренции. Но корзинку белорусского импорта традиционно пополняют рыба, чай, кофе, крупы, растительное масло. И все это - преимущественно российского производства. Альтернативы зачастую просто нет. Из-за цены. Например, масло из подсолнечника массово отгружают в Беларусь южные российские регионы. Оно представлено широкой линейкой полюбившихся брендов практически в каждом киоске или гипермаркете, торгующем бакалеей. В данном случае лидерство российских маслозаводов даже не стоит подвергать сомнению. Их продукцию предпочитает практически каждая белорусская хозяйка, потому что она недорогая, качественная и полезная. Чего не скажешь о морской рыбе. Основные поставщики в белорусские широты морепродуктов и рыбных консервов также российские заводы. Однако наряду с красной икрой, крабами и креветками в разряд деликатесов попали нынче минтай, треска и скумбрия. Местный цыпленок бройлера в несколько раз дешевле. Но нет у Беларуси выхода к морю, потому дары морей любители раскупают по любой цене.

Еще одна важная позиция российского импорта в Беларусь - кофе и чай. При том, что страну нельзя назвать родиной этих экзотических продуктов. Тем не менее несколько лет назад народной маркой белорусы назвали кофе "Жоккей", который везут в белорусские магазины из-под Санкт-Петербурга. Компания-производитель также известна своей чайной линейкой. Это "Гринфилд" и всевозможные "Принцессы": "Ява", "Гита", "Нури", "Канди". К слову, на белорусском рынке появились свои чайные компании, однако, по словам Маргариты Андреевой, заместителя директора торгового дома "Купаловский", пока не дотягивают по качеству. Хотя и дешевле.

Рублем белорусский покупатель голосует за российские муку и макароны. Надо признать: белорусским подзолистым почвам трудно тягаться с российскими черноземами. Хорошо раскупается и российское печенье. Однако тут, чтобы составить конкуренцию местному "Слодычу", российским компаниям приходится сбивать цену практически на треть. И эта любовь, увы, не постоянна. Как только местный кондитерский холдинг объявляет акции и скидки, предпочтения покупателей тут же меняются - "купляюць беларускае". Все-таки местные производители больше привержены советским рецептурам и практикуют меньше химических добавок.

А еще хорошо раскупают белорусы российские чипсы, сухарики, шоколадные батончики и йогурты известных и разрекламированных брендов. Почему? Полюбившийся за многие годы вкус, стабильное качество, ну и свои аналоги менее раскручены. Масштабы компаний-производителей совершенно иные. Ведь тут речь идет даже не о российских, а о мировых концернах.

Подготовила Аэлита Сюльжина, aelita@sb.by

В мире экс-СССР Беларусь Наука и образование ВЦИОМ