Например, если пациенту назначают неудобную для него дату госпитализации или отказывают в ней, он имеет право позвонить своему страховому представителю и попросить перевести его в другую больницу, где есть возможность пролечиться или обследоваться в подходящее время.
Кроме того, по словам директора Свердловского ТФОМСа Валерия Шелякина, одна из важных задач, которая стоит перед страховщиками в этом году, - помочь людям с прохождением диспансеризации: пригласить на осмотр, согласовать удобное время посещения врача, уточнить, все ли мероприятия были проведены в рекомендованном объеме.
Для удобства пациентов в каждой страховой компании, работающей в системе ОМС, появятся специалисты трех уровней. Страховые представители I уровня - это сотрудники контакт-центров, которые расскажут об объемах гарантированной бесплатной медицинской помощи, сроках ее ожидания, месте получения и т. п. Более сложные вопросы можно адресовать представителям II уровня: они примут жалобу, разъяснят пациенту его права и помогут разобраться в этапах прохождения диспансеризации. Страховой представитель III уровня подключится, если права пациента нарушены: окажет содействие в проведении экспертизы качества оказанной помощи, проанализирует результаты проведенных консультаций и исследований и даст рекомендации по дальнейшему лечению и наблюдению.
Кстати, по словам экспертов, пациент не обязан разбираться, к представителю какого уровня ему обратиться, ему лишь придется позвонить в контакт-центр и назвать номер полиса, а дальше все решит специалист.
Четко выстроенная работа страховых компаний с пациентом и медучреждениями должна привести в будущем к созданию пациентоориентированной системы здравоохранения. Так говорят сами страховщики. Очень хотелось бы в это верить.
На заметку
Единый телефон по всем вопросам страхования в системе ОМС 8 800 1000 153. Сайт www.tfoms.e-burg.ru. Кроме того, телефоны страховщика указаны на полисе ОМС.
Досье "РГ"
В Свердловской области работают шесть страховых медицинских компаний: три из них региональные, еще три - филиалы федеральных организаций. В них работает около 300 страховых представителей.
Городская больница Краснотурьинска выплатит 600 тысяч рублей ребенку, ставшему инвалидом из-за неверного диагноза.
Инвалидность Кире установили в два года. К этому времени она полгода кочевала из одной больницы в другую, перенесла несколько сложных операций, но ходить так и не начала - ноги не держали.
- Если бы врачи не швыряли нас друг к другу, если бы рентгенолог увидел дыру в кости, если бы хирург обратил чуть больше внимания на опухшую ногу и на снимок, мы могли бы избежать таких последствий, - расстраивается мать девочки Анна. - И тогда моя дочь была бы полноценным ребенком, а не инвалидом, и мы бы не получали крохотную пенсию, которой даже на лечение не хватает.
В год Кира не вставала на ножки: "Мама, больно!" Специалисты краснотурьинской больницы не сочли заболевание серьезным. Сначала невролог порекомендовал обезболивающее, дескать, мышечный тонус нарушен, ничего страшного, после хирург вынес свой диагноз - подворот левой ноги.
- Мы говорили, что у дочки болит правая нога, но они не нашли никаких повреждений, - рассказывает Анна.
Из-за горе-лекарей было упущено драгоценное время. Только через четыре месяца врачи наконец-то выдали направление в областную детскую больницу. В Екатеринбурге девочку практически сразу прооперировали, затем отправили на обследование в противотуберкулезный диспансер, а оттуда - в Санкт-Петербург на новую операцию в НИИ фтизиопульмонологии. Окончательный диагноз - туберкулезный остит правой большеберцовой кости, осложнение после вакцинации от туберкулеза. Малышку признали инвалидом.
На запрос журналистов, почему ребенку так долго не могли поставить диагноз, заместитель главврача больницы ответил: "Проведена служебная проверка, нарушений порядка оказания медпомощи данному пациенту не выявлено".
Однако прокуратура посчитала иначе. Комплексная судебно-медицинская экспертиза признала, что девочка пострадала из-за неверной оценки состояния ее здоровья и несвоевременного лечения поствакцинального осложнения. Иначе говоря, причина инвалидности - непрофессионализм врачей и волокита.
Надзорное ведомство направило в Краснотурьинский городской суд исковое заявление о взыскании с лечебного учреждения компенсации. Но до судебного процесса дело не дошло.
- Доводы прокурора убедили не только суд, но и ответчика, который предложил заключить мировое соглашение и выплатить несовершеннолетней 600 тысяч рублей. Мама девочки согласилась. Суд утвердил мировое соглашение, - сообщила Марина Канатова, старший помощник прокурора области.
В больнице отказались комментировать эту новость, так как сразу же после заключения соглашения, по совпадению, главврач написал заявление об увольнении в связи с выходом на пенсию, а новый начальник, как сообщили, еще не в курсе дела.