08.03.2017 17:44
    Поделиться

    Тюмень могут лишить шедевров Репина и Айвазовского

    В Тюмени работы великих живописцев будут соседствовать с музейной утварью
    Остался без собственного дома Тюменский музей изобразительных искусств - ТМИИ. Учреждение зрелое - через полгода 60 исполнится, не бедное - экспонаты оцениваются минимум в 145 миллиардов рублей. Для сравнения: вся Тюменская область за этот год потратит 122. В конце минувшей недели прокуратура приступила к изучению обстоятельств "происшествия", взволновавшего не только сотрудников ТМИИ, но и музейное сообщество. Надзорное ведомство, эксперты минкультуры пытаются разобраться, в каком состоянии находятся бессмертные, но подверженные тлену произведения мастеров русской и западноевропейской живописи. Это ведь не частная собственность, даже не региональная - федеральная. Тюмень могут лишить Репина, Брюллова, Саврасова, Шишкина, Поленова, Кустодиева, Айвазовского…

    Несметные хранилища

    Казалось, ничто не предвещало резких перемен. Юбиляру посвятили Всероссийскую научно-практическую конференцию "Словцовские чтения". Открывались выставки. После триумфального турне по континенту в Тюмень вернулась "Композиция" Кандинского и тут же стала центром тематической экспозиции. Абстракциониста сменила группа сибирских художников. Вот только через пару дней после презентации им предложили… забрать свои работы.

    Областной департамент культуры распорядился в считанные дни очистить помещения - подготовить к перемещению 16,5 тысячи экспонатов. Куда? В фондохранилище строящегося поблизости уже пару десятков лет музейного комплекса. Как раз установились сильные морозы. Чем была вызвана спешка, попирающая жесткие регламенты перемещения музейных ценностей? Оказалось, здание поставлено на капремонт, надо срочно обследовать конструкции. Музей будет иной, на стенах вместо привычных картин - мультимедийные проекции. Из бюджета направлено более 10 миллионов на проектно-сметную документацию, внушительную сумму выделят спонсоры. Якобы красную ленточку перережут уже осенью. Потрясающие темпы.

    Нынешние ссылки чиновников на аварийное состояние здания, на губительный - сухой и жаркий - воздух в помещениях хранители воспринимают с горькой улыбкой. Состояние, замечают они, не критическое - "стабильное удовлетворительное", но, да, к благодушию не располагающее. Музей давно настаивал на реконструкции. В 2007-м заслуженный архитектор России Виктор Станкевский, по чьему проекту построено здание, предложил новый, направленный на увеличение полезных площадей. Последовал ответ: средств в бюджете недостаточно. Однако прежде кураторы культуры определения "аварийный" тщательно избегали.

    Научные сотрудники ТМИИ пришли к печальному выводу: похоже, впервые в современной России музей первой категории лишили какой-либо автономии, собственного дома, слияние с краеведческим. Такого нет и в бедной провинции. Скажем, в близком к Тюмени Ирбите (37 тысяч жителей) музеи самостоятельны, а один из них - изобразительных искусств - в статусе государственного. Сотрудников, воспротивившихся перевозке предметов в экстремальных условиях, начальство в глаза и за глаза называет бездельниками, саботажниками.

    Трудно уловить логику происходящего, не зная предыстории музейных пертурбаций, а также связанных с ними важных деталей, широкой публике, как правило, неизвестных.

    Гигант концентрата

    Музейный комплекс. Рекордсмен среди музейных долгостроев РФ. Первые сваи забиты в 1996-м, весной 2000-го на стройплощадке побывал глава минкульта Михаил Швыдкой. Здесь, объясняли министру, воплощается грандиозный региональный проект. Через год с ним познакомился новый губернатор Сергей Собянин. Он разглядел в нем гигантоманию, посчитал расточительным для бюджета. Периодически работы замораживали, проект корректировали, меняли подрядчиков, сроки сдачи переносили шесть раз. Стоимость же возрастала. Отдельные элементы пришлось переделывать. В феврале, к примеру, так называемую входную группу: проектировщики, как это случается, забыли об инвалидах.

    В конце декабря приняты в эксплуатацию помещения фондохранилища на 9,6 тысячи квадратов. А площадь основного корпуса, который, как ожидается, через год примет посетителей - 17 тысяч. На собственно выставочное пространство останется около четырех тысяч квадратных метров. Преимущественно это огромные залы, где, похоже, будут выигрышно смотреться скелет гигантского динозавра, нефтяная вышка, плазменные суперэкраны.

    Хранилища, объявлено, способны вместить около 350 тысяч предметов (95 процентов - из краеведческого фонда). Половина из них до последних дней была складирована в Спасской церкви - одном из шедевров храмовой архитектуры Сибири. Условия здесь скверные, что-то под ее сводами сгнило. Прежде говорилось о постепенном, бережном перемещении экспонатов - в течение 9 - 12 месяцев. Сейчас - о быстрой перевозке: здание поставят на реставрацию, затем вернут РПЦ.

    Комплекс изначально предназначался для краеведческих экспозиций. Где и каким образом здесь будут демонстрировать живопись, скульптуру, какую долю коллекций удастся показать народу - пока неясно.

    ТМИИ. Началом послужила картинная галерея. Открыта в сентябре 1957-го. Городку с населением в 125 тысяч человек повезло: именно его выбрал для профессионального старта талантливый выпускник "Репинки" Евгений Кроллау, впоследствии главный хранитель столичных музеев - Русского, Исторического. За несколько лет он проделал потрясающую по объему работу, формируя коллекционную базу музея, главным образом русской живописи. К концу 60-х галерее выделили пару этажей в новостройке - доме политпросвещения. После ухода "руководящей и направляющей" площадей вроде прибавилось, но все равно условия остались стесненными: часть помещений занял институт, часть отвели под краеведческое хранилище. ТМИИ, имея на все про все 1600 квадратных метров, в постоянную экспозицию выставлял не более пяти процентов работ. Около двух третей принадлежит государству.

    Музей лишен юридической самостоятельности в 2008 году, невзирая на несогласие коллектива. Тогда ТМИИ объединили с краеведческим музеем. Дальше - больше: в декабре началась беспрецедентная концентрация музеев сразу с трех городов, включая Тобольск. Именуется оно Тюменским музейно-просветительским объединением…

    Мнения

    Виктор Новокаускас, директор департамента культуры:

    Перемещение внутреннее - из одного подведомственного нам здания в другое. О переезде мы предупредили музейщиков еще накануне зимы. Консультировались в министерстве культуры: необходимо ли на то особое разрешение? Услышали: без надобности. И никто не сказал, что хранение в упаковке вредно. Самое ценное перевезли, когда температура повысилась до допустимых минус 6 градусов. В фондохранилище - система климат-контроля. Картины обернуты в несколько слоев специальной бумаги, в контейнерах. Полотна освободят, когда для их размещения смонтируют оборудование. Ждать недолго… Намеченные на 2017 год выставки проведем на других площадках.

    Наталья Сезева, доктор искусствоведения:

    - В музее сформированы 16 полноценных коллекций. Их не стыдно показывать взыскательной публике в России и за рубежом. Но экспозиционные возможности ограниченны. Нас и прежде отодвигали на периферию музейного пространства, а теперь, судя по всему, вовсе хотят распылить. Нужны, складывается впечатление, не профессионалы, а безропотные исполнители. Визуальные эффекты ценятся больше подлинников выдающихся мастеров кисти… После завершения ремонта мы желали бы вернуться в родное здание. А сейчас нас тревожит состояние перевезенных в холода коллекций, лежащих на полах впритык друг к другу, а то и друг на друге.

    Татьяна Леонгард, руководитель рабочей группы "Общество и власть: прямой диалог" регионального отделения ОНФ:

    - История из ряда вон. В фондохранилище побывали. Сигнализация имеется, стеллажей нет. Произведения искусства упакованы. Это может привести к порче холстов. Реставрация дорого обойдется бюджету. Просматриваются нарушения федеральных законов, отраслевых нормативов. Поскольку экспонаты, как правило, в федеральной собственности, при таком отношении министерство вправе их реквизировать. О вероятных последствиях сообщили губернатору региона. Мы настаиваем на незамедлительном монтаже оборудования, проведении независимой экспертизы, наказании виновных и, напротив, поощрении сотрудников, проявивших профессионализм и принципиальность.

    Евгений Ройзман, глава Екатеринбурга, почетный член Российской академии художеств:

    - Эрмитаж, Пушкинский, Третьяковка - бренды наших городов, бренды страны. Наличие музея изобразительных искусств - первый признак европейской культуры. С ним выше статус муниципалитета, он улучшает его инвестиционный климат. Музеи следует беречь, размножать, а не "зарывать". В этом ракурсе Екатеринбург, где в авангарде музей изобразительных искусств, выглядит достойно. Музеи здесь востребованы, отдельные выставки бьют рекорды по посещаемости.

    Это любопытно

    В прошлом году "Яндекс" составил карту топ-запросов россиян о музеях. К тюменским интерес был хилым. Тобольский кремль пользовался относительной популярностью. Челябинцы показали себя неравнодушными к музеям ИЗО. В топе после лидера, Московского Кремля, на 2 и 3 местах Эрмитаж и Третьяковка, а следом за ними - челябинская картинная галерея! Всего, по данным "Яндекс.Справочника", в столице Южного Урала 14 музеев.

    В Екатеринбурге их вчетверо больше - 67. Первые три позиции, как у челябинцев. В рейтинг попали также галерея уличного искусства "Свитер", частная галерея современного искусства, Екатеринбургский музей ИЗО. 

    Поделиться