08.03.2017 21:37
    Поделиться

    Выставку "Лицом к будущему. Искусство Европы 1945–1968" открыли в ГМИИ

    Выставка "Лицом к будущему. Искусство Европы 1945-1968" - совместный проект ГМИИ им. А. С. Пушкина, Центра изящных искусств BOZAR (Брюссель), Центра искусства и медиа ZKM (Карлсруэ), который делался при поддержке РОСИЗО, а также при участии огромного количества крупнейших музеев Европы - открылась в Москве.

    Как о всяком блокбастере (а это полноценный зрелищный блокбастер, отменно сделанный), об этом проекте есть соблазн рассказывать в "цифрах и фактах". Тем более что они могут впечатлить: на выставке в ГМИИ им. А. С. Пушкина представлено 200 работ 150 художников из 18 стран. Но это как раз тот случай, когда размер если и имеет значение, то далеко не главное. Важнее идея, вполне революционная - переписать послевоенную историю искусства Европы, отринув разделение "холодной войны", подразумевавшее, что на восток от "железного занавеса" был соцреализм, а на запад от него - абстракционизм.

    Идею единства культурного пространства Европы Петер Вайбель сформулировал на открытии выставки со страстной полемичностью: "Шекспир останется европейцем, несмотря на Brexit, как и Достоевский останется европейцем, несмотря на санкции". Соответственно, вся выставка строится, на поиске параллелей между искусством Восточной и Западной Европы и на исследовании общего русла художественных поисков.

    И если о линиях общего русла можно спорить, то общность истока - травма Второй мировой войны, после которой Европа оказалась в руинах, потеряв 60 миллионов человек, - сомнений не вызывает. Поэтому ядро выставки в Белом зале ГМИИ им. А. С. Пушкина похоже на мемориал. В одном смысловом пространстве оказываются беломраморный торс "Распятого" Альфреда Хрдлички, "Падший воин" Генри Мура, скульптура Вадима Сидура "Треблинка", модель скульптуры "О, Германия, бледная мать!" Фрица Кремера ... Травма двух мировых войн рождает, по версии кураторов, возвращение к эстетике экспрессионизма, абстракции. В центре - абстрактное полотно Ханса Рихтера "Сталинград. Победа на Востоке", написанное им в США в 1943-1946 гг. Оно напоминает не пейзаж после битвы, а скорее карту, на которой варьируются цвета черной земли, белого снега и крови.

    Но этот же опыт трагедии войны рождает и мечту о единой Европе, ту, которая сегодня снова начинает выглядеть утопической. "До сегодняшнего дня понятие "европейский идеал" означало западноевропейский идеал. Отныне мы должны рассматривать Европу как единое целое. Новая Европа может быть построена как объединение Востока и Запада. В 1945-м каждый должен решить, будет ли он участвовать в осуществлении идеи "быть европейцем". Под этими словами, - подписи пяти венгерских художников и критиков, в октябре 1945-го объединившихся в группу "Европейская школа".

    Нынешняя выставка - возвращение к этой мечте о культурном единстве Европы. Она выстроена на контрапункте травмы и мечты. И если Белый зал разворачивает тему памяти, трагедии, боли, то с другой стороны колоннады вздымается "Синий парус" Ханса Хааке, подвижная воздушная скульптура, будто цветок Новалиса, сияет, живет вопреки очевидности. А рядом работа Ива Кляйна - маленький синий глобус, словно Земли, увиденной с первого sputnik a. Это сердце выставки, где уживаются мечта и трезвый расчет, опыт космической эры и волшебство художника, то пространство культуры, где традиция встречается с будущим. Нынешняя выставка - шаг к будущему. Хотя бы потому, что позволяет впервые увидеть искусство послевоенной Европы как единую реку.

    Поделиться