Новости

09.03.2017 11:42
Рубрика: Культура

Мизансцены революции

Путеводитель по "Маскараду": к трансляции столетия спектакля Александринского театра на сайте "РГ"
Легенды мейерхольдовского шедевра оживают сто лет спустя: на сайте "Российской газеты" в день юбилейных торжеств Александринского театра 9 марта в 19:00 началась трансляция спектакля "Маскарад. Воспоминания будущего".

Век тому назад, в дни Февральской революции 1917 года, на сцене Александринки в первый раз показывали "Маскарад" Всеволода Мейерхольда. Дамы еще сидели в партере с оголенными плечами в бриллиантах, а на улице уже стреляли, и доехать с Петроградской стороны было невозможно: стояла полиция, революция уже началась...

Но на рубеже двух эпох люди стремились в театр. "Маскарад" Мейерхольда вошел в историю не только как великое сценическое произведение, на которое зрители пробирались чуть ли не под пулями. Не по художественным подсчетам: это был самый дорогой спектакль русского театра. А по историческим последствиям ему суждено было выйти за рамки театрального события и стать художественным отражением трагического слома эпох российской истории.

Сто лет спустя Александринский театр готовит к дате серию юбилейных программ в Санкт-Петербурге и городах России. Еще шире их география станет благодаря трансляции "РГ" спектакля Валерия Фокина с реконструкцией отдельных сцен знаменитой мейерхольдовской постановки и фильма о спектакле доктора искусствоведения, ректора СПГАТИ Александра Чепурова "По следам Маскарада". Перед этими событиями в помощь небольшой путеводитель по столетнему "Маскараду" и его тайнам.

Уроки Мейерхольда

Изначально это было похоже на художественную провокацию. Воскресить легендарный мейерхольдовский спектакль, реконструировать отдельные сцены, дать им новую современную жизнь... Надеть костюмы, сшитые по эскизам Головина, воссоздать фрагменты великолепия старых декораций и подчеркнуть весь их блеск новой сценографией художника Семена Пастуха. Заговорить нараспев в прежних манерах императорского театра. Поймать верную мелодию интонирования и сложить из нее какофонию современного маскарада, из легендарного события прошлого, превратившегося сегодня в глобальное обстоятельство будущего. От которого никакие сильнодействующие яды не избавляют, и маски не спасают...

...Создать не просто тень великого спектакля, а представить его во всем его блеске Валерию Фокину удалось. В его "Маскараде" сошлись безупречность балета, изящество лучших образцов живописи и весь драматизм мейерхольдовского шедевра. Кажется, что режиссер каким-то магическим образом нашел один из предметов-символов, сопровождавших этот спектакль. Одним из них был бриллиантовый перстень Юрьева с монограммой Николая II, без которого актер не выходил на сцену. Где сейчас этот перстень находится - никто не знает. (По легенде, Юрьева с этим перстнем и похоронили.) Но сияние от него дошло и до наших дней, "Воспоминания будущего" производят поистине грандиозное впечатление. Спектр эмоций - будто ты посетил алмазный фонд, по дороге заглянул в Русский музей, подержал на ладони редкую бабочку, и, возвысившись, сам встал на котурны высокого искусства, современному театру практически неподвластные. На общем фоне прет-а-порте, эта постановка - от кутюр. Стиль высокой театральной моды...

Попасть в него, отправившись по следам императорского "Маскарада" Александринки, можно и виртуально. Александр Чепуров - ректор Петербургской академии театрального искусства, подготовил не менее роскошное, чем сам спектакль, видеопутешествие по спектаклю. Виртуальные тайны Александринского театра начинаются... в Русском музее. Где внимательный зритель сначала узнает, как "Гибель Помпеи" Брюллова (1833 г.) повлияла на "Маскарад" Лермонтова, написанный двумя годами позже - в 1835, какие ощущения времени, запечатленные в живописи, перешли сначала в литературу, а затем и на сцену.

Истоки "Маскарада" обнаружатся и на петербуржских улицах. Где можно будет узнать, как неразрешимый конфликт между миром и толпой, между внутренней возвышенной поэзией и людской прозой перекликаются со спинками стульев гостей на балу: оказывается, со времен Мейерхольда противостояние светского антуража и внутреннего лирического мира человека разграничивали спинками стульев, выстроенными как решетки ограды Невы. И с помощью таких некованых деревянных "решеток" в спектакле разграничивали внутренний интимный мир от внешнего ада.

Виртуальные возможности знакомят и с именной мебелью, - вопросов больше не останется, почему ширмы мейерхольдовских времен называли "дьявольскими глазами", безобидные лавочки - банкетками над пропастью, удобные кресла - креслами-раковинами, а некоторые стулья несли такой эротический подтекст, что удержаться и не впасть в грех было просто дьявольским искушением...

Почувствовать стиль, понять, в чем хитрость ритмической структуры "Маскарада", прикоснуться к нескольким десяткам из сотен эскизов Головина, попробовать повторить рисунок легкого порхания дам на балу, - это лишь немногое, что сегодня стало доступно. Можно подержать в руках третий том из полного собрания сочинений Лермонтова, в котором Юрьев делал пометки на полях. Насладиться природой декламации прошлого века, оценить всю силу воздействия голосовых актерских модуляций и музыкальной партитуры спектакля. Разобраться, наконец, кто кого больше не понимал - мир Арбенина или Арбенин сам себя? И за чьи все же грехи поплатилась жизнью Нина?

В конце концов, стоит раз и навсегда решить, как тема отравленного идеала перекликается с вечным лейтмотивом гордыни, от которой все беды. И обнаружить художественные смыслы, оставленные нам в наследство...

Потом будет приятно взять и вспомнить будущее. Или однажды все забыть и помечтать о собственном прошлом. Как элегантны там были чувства, музыкальны голоса, движения несуетны, а поступки категоричны. Хотя последнее лучше бы не надо продолжать вспоминать...

Чтобы открыть сей ларец с самыми большими жизненными драгоценностями - своими впечатлениями и воспоминаниями - лучше всего отправиться в Александринский театр 2017 года, чтобы попасть сегодня в Петербург 1917-го. Или порадоваться, что в наши дни, в отличие от мейерхольдовских, интернет уже изобрели.

Хроника

Премьера "Маскарада" Мейерхольда состоялась в 1917 году. В последний раз мейерхольдовский спектакль прошел 2 июля 1941 года. Все это время он игрался в одних и тех же декорациях - они не переделывались, только ремонтировались. Это происходило и во время возобновлений. Известны четыре редакции мейерхольдовского спектакля: 1917,1926, 1933 и 1938 годов.

Постановка Валерия Фокина 2014 года, при всей ее исторической достоверности, не стала пятой редакцией - это совершенно новый спектакль по мотивам "Маскарада". Поэтому и название позволили себе изменить - на "Воспоминания будущего".

Экспедиция в прошлое

В чем параллели двух времен, "Российской газете" рассказал режиссер, художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин.
Фото: Сергей Куксин/ РГ

100 лет революции, и 100 лет со дня премьеры великого сценического шедевра начала ХХ века - сегодня на вашу идею работают две эти даты.

Валерий Фокин: Значение этого спектакля шире сугубо театрального. "Маскарад" Мейерхольда - это один из самых прекрасных, гармоничных, но вместе с тем и трагичных спектаклей прошлого. В том театре были уникальные вещи. Да, там искали другие характеры, особое выражение страсти, темперамента. Конечно, сегодня мы живем в другом информационном пространстве, все поменялось. Но нам многое может пригодиться. И, как минимум, такая театральная экспедиция сто лет назад любопытна. Как будто мы залезли в 1917 год, и там, среди оживающих фотографий и костюмов Головина, начинаем поиски.

Тогда, в 1917 году спектакль Мейерхольда превратился в реквием по культуре. Огромной, большой культуре. Когда шла панихида по Нине в конце четвертого акта, фактически - отпевали ту Россию. Все чувствовали, что это так.

В связи с постановкой "Маскарада" я читал архивные материалы, - люди в 14-м году, в 16-м, в 17-м гадали: что будет с нами? Это конец света? В газетах обращались к колдунам, к ворожбе... Мы сейчас, как и век назад, перед началом какой-то новой истории, живем в апокалипсическое время, и эти исторические повторы, мне кажется, идеологически очень важны. Общая обстановка в мире - кризисная. То же самое было и 100 лет назад. Мы опять на рубеже...

Легенда гласит, что Мейерхольд репетировал свой "Маскарад" шесть лет. Почему так долго?

Валерий Фокин: Неточно говорить, что шесть лет, на самом деле - гораздо меньше, просто процесс растянулся по времени. Я тоже сначала думал: ничего себе, шесть лет репетировали, что, каждый день? Ничего подобного. Началось все как самостоятельная работа - Теляковский, директор императорских театров, только к концу разрешил тратить деньги. Репетиции то возобновлялись, то прерывались.

Потом хотели выпустить "Маскарад" к 1914 году, к юбилею - собирались праздновать столетие со дня рождения Лермонтова. Но началась Первая мировая война, премьеру отменили. Позже вернулись. Менялись исполнители. Время требовалось на изготовление невероятных декораций Головина - там четыре тысячи эскизов, реквизит, бутафория, чашки, ширмы, мебель, около тысячи эскизов костюмов, пять занавесов. Колоссально. Надо сказать, в музее Александринского театра многое из того спектакля сохранено. Так что только читается: шесть лет шла работа. Но она то шла, то не шла.

А потом, как это часто бывает, когда оставался лишь месяц до премьеры, Теляковский поставил дату и сказал: будете играть 25 февраля, или не будете играть вообще. И они тут же мобилизовались и выпустили. Когда даже в голову не могло прийти, как эту огромную махину за месяц Мейерхольду удастся собрать, а плюс еще хор и оркестр. Но все в итоге оказалось на месте. Так обычно и бывает, когда поставлены жесткие сроки.

В спектакле Мейерхольда было занято около двухсот человек статистов...

Валерий Фокин: Мы не приглашали такое количество молодых актеров для участия в пантомимах и сценах бала - у нас их значительно меньше. Всего не восстановить. Потом, ведь существовало четыре редакции "Маскарада". В 1917 году было двести статистов, а в редакции 1939 года уже меньше задействовано народа, - учащихся театральных школ, студий, в том числе Мейерхольдовской. И пел хор Архангельского. Для нас музыку написал композитор Александр Бакши. Есть и звуковые вкрапления из мейерхольдовского спектакля. Вокруг в переходах Александр Бакши дал шику сегодняшнего ритма, современного звука, чуть ли не альтернативного рока. А внутри, извините, если там идет Вальс-фантазия Глинки, то он должен идти. Так же как и мазурка на балу. Или поется романс...

Конечно, это другой театр. Но это и любопытно. Мне интересно было сравнить подходы через сто лет. Это намного увлекательнее, чем, если бы я взял просто "Маскарад", и стал его интерпретировать, делать современную историю.

Мейерхольдовский "Маскарад" оказался самым дорогим спектаклем той театральной эпохи...

Валерий Фокин: Для нас это тоже была, во всяком случае, не дешевая история. Потому что с одной табуреткой такое нельзя было сделать. Одни занавесы восстановить - целая эпопея. Решали вопрос: где их шить? Ведь был только один мастер в Петербурге, который это делал.

Но Лермонтов и Мейерхольд заслуживали всех затрат, что и говорить. Для Александринского театра это был важный момент. Живы еще старики, которые помнят последнюю редакцию "Маскарада" сороковых годов, начала войны. С этим спектаклем связана еще одна легенда, что все декорации мейерхольдовского "Маскарада" погибли. Якобы туда, где они хранились в императорских мастерских, упала бомба, и все сгорело. На самом деле - они были вывезены и спрятаны. Потому что Мейерхольд был репрессирован. Но списали на то, что бомба все уничтожила. И в результате - сохранили. В данном случае, они хорошо тогда придумали...

Событие

В завершении юбилейной программы спектакля "Маскарад" в сентябре 2017 года гастроли спектакля Александринского театра "Маскарад. Воспоминания будущего" пройдут в Москве на Исторической сцене Большого театра России.